Деловой завтрак

Столица, которую увидим завтра

Минск напоминает одну большую стройку. Десятки и сотни подъемных кранов – непременный атрибут столичных кварталов. Не случайно, что интерес минчан к перспективам развития города столь огромен. Сегодняшний наш гость – председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Виктор Никитин. Понятно, в одной беседе все темы охватить невозможно, но тем не менее…

– Инвестиции дают огромный толчок развитию города, его архитектуры. Но времена для финансирования крупных объектов нынче непростые. Не уменьшило ли это обстоятельство привлекательность инвестиционного Минска?

– Лет 6-7 назад при слове «инвестор» мы расшаркивались и спешили выделить новую площадку для строительства. Жизнь расставила все по местам: часть случайных инвесторов ушла, а солидные, которые действительно заинтересованы в реализации проектов, остались. Сейчас приезжает инвестор совершенно другого уровня. Это чувствуется уже во время обсуждения инвестиционных проектов: он борется за свою копейку, оговаривает льготные условия, какие-то привилегии со стороны государства. Думаю, через год-два, когда в Минске начнет появляться мощная градостроительная инфраструктура, произойдет всплеск инвестиционной деятельности. Но уже сегодня мы видим, что строится гостиничный комплекс на проспекте Победителей. Инвестор введет в строй гостиницы «Хайят». Идет реализация проекта «Маяк Минска». Возможно, в ходе поменяются отдельные элементы планировочной структуры, но сама идея этого объекта, конечно же, останется неизменной: с радиальными улицами, высотными зданиями. Иранская компания начала строительство крупного многофункционального комплекса с гостиницей в районе жилого комплекса Восток. Активизировался заказчик фирма «Миотон», которая ведет очень серьезное строительство на улице Бобруйской. Одной из составных частей комплекса станет международный автовокзал. Еще есть ряд интересных объектов.

– Что с «Минск-Сити»?   

– К сожалению, освоение этой территории движется не такими темпами, как нам хотелось. Не исключаю, что может прийти совершенно другой инвестор. Я к этому отношусь спокойно и философски. Что такое «Минск-Сити»? Это 350 гектаров со своей инфраструктурой, мы туда проектируем и линию метрополитена. И одно дело несколько домов построить, а другое – начать массовую застройку.

– Минск стремится за кольцевую. В каком направлении пойдем?

– В юго-западном и западном. Освоение территорий начнем с жилых районов Щемыслица и Дегтяревка. Не исключено, что Щемыслица будет первой. Ведь туда пойдет мет-ро, там планируем создать мощную общественную зону с выставочным комплексом, стадионом на 45 тысяч мест, тремя комплексами гипермаркетов. Дело в том, что перед градостроителями стоит задача разместить эти очень крупные инвестиционные проекты на территории города. И возникла идея сделать въезд со стороны Бреста такой зоной.

– Построят ли все-таки в Минске аквапарк?
– На аквапарке был задействован инвестор, который участвует в строительстве многофункционального комплекса на улице Бобруйской. Он уже сдал два крупных объекта – «Силвер таун» на улице Кальварийской и «Рубин» на проспекте Дзержинского. И попросил отсрочки на возведение аквапарка. В итоге было принято решение, что аквапарк будем строить сами, город выступит заказчиком. Инвестор поступил очень порядочно: практически всю наработанную ранее документацию передал городу бесплатно. Думаю, к 2012 году такой комплекс площадью около 20 тысяч квадратных метров должен появиться на водохранилище Дрозды. Глава государства поставил крайние жесткие сроки реализации этого проекта.

– Какова дальнейшая судьба стадиона «Динамо»? 

– Городу нужен чисто футбольный стадион европейского уровня, с перекрывающейся крышей – такой, какой мы наметили построить в Щемыслице. Глава государства поручил подготовить технико-экономическое обоснование на объект. А стадион «Динамо» ждет реконструкция. Решено без накрытия трибун привести его к хорошему европейскому уровню. Это памятник истории, и значительно менять его образ не намечается. Рядом планируется построить три гостиницы: на пересечении улиц Свердлова и Кирова, Ульяновской и Свердлова, Ленина и Кирова.

– Останется ли на «Динамо» торговля?

– Во всем мире чисто спортивные сооружения не приносят прибыли. Обычно их называют многофункциональными комплексами, и процентов 60 работает на спорт, 40 – совершенно другая функция. Если мы пойдем по такому пути, то это, наверное, будет наиболее правильно. Но этой функцией не может оставаться мелкорозничная торговля, да еще в таком виде, как сейчас.

Необходимо ее убрать и создать нечто иное, совершенно другого уровня. Возможно, объекты общественного питания, которых не хватает в центральной части города.

– В продолжение темы рынков. Останутся ли у нас те же Червенский, Комаровка?

– Червенский однозначно нет. Межправительственным соглашением с иранской стороной определено, что будет осуществлена полная реконструкция Червенского рынка со строительством нового торгового комплекса. А Комаровка, безусловно, останется.

Каждый город должен иметь базар в хорошем смысле этого слова. Пусть и в центре города. Все зависит от уровня организации рынка. Комаровка в этом смысле устраивает. А что касается других рынков, то жизнь все очень четко регулирует. Некоторые начинают затухать и самоликвидируются.

– Минчане привыкли к стремительному возведению жилых районов, появлению интересных объектов в центре. А меняется ли градостроительная ситуация в каком-нибудь из существующих районов?

– Очень показательна в этом смысле Чижовка. Район переживает второе рождение. Здесь появится многофункциональный комплекс со спортивной ареной, реконструируется зоопарк со строительством экзотариума, проектируется этнотуристический центр «Мiнская спадчына», недавно введен в строй крупный торговый центр. Из Украины пришли предложения о строительстве дельфинария. У них очень хороший опыт в этом деле. Сейчас ведем переговоры, как и на каких условиях они могут построить такой объект. Мы предлагаем площадку возле зоопарка, со стороны улицы Кабушкина.

– А как же дельфины будут жить в Чижовском водохранилище?

– Это вопрос к ученым. В Астане тоже далеко от моря построили дельфинарий.

– В столице до сих пор так и нет пешеходной улицы. Все-таки дождемся, когда Карла Маркса закроют для автомобилей?

– Пешеходную улицу нельзя создать искусственно. Я всегда привожу пример Арбата. Его сделали пешеходным, когда уже нельзя было проехать машинам из-за объектов торговли, выносных столиков кафе, сувенирных киосков. А наоборот, закрыть улицу, а потом наполнять ее объектами торговли и обслуживания – это неправильно. Улица Карла Маркса сейчас находится в стадии рождения. И первые этажи – на верхние не пойдем – загрузим общественной функцией, тогда можно будет закрыть кусочек улицы.

Я большой сторонник идеи освободить весь Верхний город от транспорта. Жизнь, может быть, заставит уже в этом году принять такое волевое решение. Иначе теряется интерес к исторической части нашей столицы.

– Сейчас много говорится о городах-спутниках. Все-таки это очень затратно, пойдет ли на это столица?

– Если в городе-спутнике жизнь не будет комфортней, чем в Минске, то это бесполезная затея. Мы сейчас приступили к Смолевичам, немного изменив тактику. Сразу думали осваивать гигантскую территорию – гектаров 600. Думаю, это был, наверное, неправильный посыл. Сейчас выбрали территорию в 100 гектаров – попробуем построить экспериментальный квартал. И если люди пойдут туда, то это будет правильно. Важно, что кроме эстетики должна быть еще и экономическая привлекательность. В чем она может выражаться? К примеру, необходимо дать возможность строить жилье с такими же льготными кредитами, как на селе. Тогда человек пойдет. А если же строительство будет на тех же условиях, как в Минске, то нужного эффекта может и не получиться. Ну и плюс качество городской среды: мы должны позаботиться, чтобы оно было не ниже, чем в столице.