Эврика

Не стереть порошок

Корреспонденты «МК» побывали на «кухне» Института порошковой металлургии Национальной академии наук Беларуси и узнали, зачем детали машин запекают
до фрикционной «корочки»

В порошковой металлургии, как в кулинарии: рецептура превыше всего. Как сделать так, чтобы детали машин служили дольше? Этим озадачены ученые, разрабатывающие композиционные фрикционные материалы (от латинского frictio — трение). Их применяют в тормозных узлах, сцеплениях и других устройствах.

— Для сравнения: разрушение полимерных фрикционных материалов, которые тоже используются в тормозных системах, начинается при температуре 300-400 °С. А спеченные выдерживают более 1.000 °С, — рассказывает заведующий лабораторией фрикционных материалов Института порошковой металлургии Александр Дмитрович.

Конечно, таким высоким тепловым нагрузкам подвергаются фрикционные диски и накладки не всех машин. Это удел работяг, вроде большегрузных карьерных самосвалов, тракторов.

Зарубежные компании, например британская Ferodo или американская Wellman Friction Products Co., специализируются на выпуске изделий из фрикционных материалов для гоночных машин и внедорожников.

На опытном производстве Института порошковой металлургии стальные диски, образно говоря, запекают до фрикционной «корочки».

Наши ученые в конце 1980-х годов на основе отходов Минского подшипникового завода получили новый фрикционный материал. Износостойкость повышенная, к тому же разумно используется вторсырье. Для того времени — ноу-хау. Изобретение было запатентовано.

Вещество цвета асфальта по фактуре напоминает мелкий песок. Им посыпают каждый металлический диск, который затем отправляют в печь. Это технология свободного насыпного слоя. Под действием высокой температуры песок, который на языке профессионалов называется шихта, намертво срастается с основой, создавая фрикционный слой на диске.

После такой обработки тормозные и передаточные узлы машин становятся надежнее и служат дольше. Заказы выполняют для различных предприятий. В первую очередь для Минского тракторного завода. Часть продукции идет на экспорт, в основном в Россию, Украину. Из новых партнеров — Вьетнам.

Работа над совершенствованием фрикционных материалов непрерывна, тем более что некоторые зарубежные фирмы не прочь укрепить свои позиции и на нашем рынке.