Персоны

И все-таки богатырь

Чрезвычайно занятый ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Михаил Павлович Батура привык ценить чужое время, поэтому на просьбу о встрече согласился сразу. Я не успела посмотреть в справочниках, что же обозначает его фамилия

Об этом и сказала, предположив, что корень в ней от тюркского «батыр», то есть богатырь.

— Никогда не интересовался семантикой своей фамилии, — удивился Михаил Павлович, — но вы осторожней с расшифровкой, а то приклеите мне прозвище или припишете несвойственные черты.

Черты — это то, что как раз приписывать и не надо, их можно вычислить. Родом из-под Новогрудка — сердца древнего белорусского государства. Из крестьян, привычный к физическому труду, терпелив и сострадателен. Разве что по той же причине может быть несколько консервативным… Но это вряд ли, ведь работает человек с молодежью, и здесь не справиться без снисхождения к ней, терпимости и понимания. Поэтому первый вопрос был о недостатках юного поколения.

— Если они и есть, то это наша вина, — ответил Михаил Павлович. — Мы должны вовлекать молодежь в интересные, хорошие, нужные дела. Если что-то не так, то надо наставить. У них есть свобода, но они порою не знают, как ее использовать. Это раз. А во-вторых, вы разговариваете с ректором университета, причем какого — информатики и радиоэлектроники! А это говорит о том, что к нам идет, без стеснения скажу, элитная, увлеченная часть молодежи. Студенты — заранее подготовленные и нацеленные, причем отобранные нами люди. Потому наши учащиеся особенные — они ориентированы на будущую профессию, мыслят по-другому. Но им надо серьезное дело.

— Все наслышаны о вашей, пожалуй, первой в стране локальной сети, при помощи которой студенты и зачеты сдают, и беседы с преподавателями в чате ведут…

— А как же иначе? Это наша специальность. Кому же тогда первопроходцами быть? В 2005 году мы задумали (а теперь и создали) систему «электронный абитуриент». Разместили на нашем сайте необходимую информацию. Теперь любой школьник может стать таким абитуриентом. Надо только зарегистрироваться. И чем раньше он начнет с нами общаться, чем быстрее примкнет к нашему электронному сообществу, тем больше появится у него шансов стать студентом университета информатики и электроники.
Это движение вызвало большой интерес у молодежи. Новости, которые у нас появляются, сразу же рассылаем. Открыли лабораторию — сообщили, победили в соревнованиях — сообщили. Они в курсе всех новостей и событий.

— У вас в основном учатся парни. Контингент сложный, сильный, энергичный, порой нуждающийся в дисциплине. Недаром умные родители настаивают на том, чтобы сыновья обязательно отслужили в армии. К вам приходят со школьной скамьи, и кому-то доводится быть армейским старшиной?

— Да, я тоже, к удовольствию отца, отслужил действительную. В мои студенческие годы нас здорово шлифовал и выковывал характеры комсомол. Студентом 3-го курса был выбран секретарем комитета комсомола факультета автоматики и вычислительной техники. Наша организация проводила огромную работу, благо идеи были благородные. Досуг, спорт — все это организовывал комсомол.

А студенческие стройотряды! Там и работали физически, и учились руководить. Вот теперь восстановили студотрядовское движение. Хотя надо учитывать разницу. В наше время многие студенты были из села, знали физический труд. Они не пугались его, а теперь некоторые студотрядовцы робеют.

Мы кроме стройотрядов создаем особые IТ-отряды. То есть формируем отряд из специалистов в области информационных технологий, даем объявления, что можем помочь освоить компьютер, отрегулировать, отремонтировать его, настроить на нужные программы телевизоры. Это востребовано. Пока ребята работают только в Минске, но можно организовать их выезд в села.

БРСМ пока в пути. Он идет к таким же формам работы с молодежью. У нас 34 процента студентов — члены БРСМ, за ними тоже стоят хорошие дела в спорте, учебе. Это объединение прогрессивной части молодежи. Но для становления нужно время.

Мы должны занять важными делами молодых, привлечь их к созидательному труду. Наши ребята готовы выполнять настоящую работу.

— Что дает университету столица и что он Минску?

— Мы готовим специалистов по 32 специальностям в области информационных технологий и радиоэлектроники. Они востребованы большей частью предприятий города. В прошлом году мы не смогли удовлетворить 61 заявку Минска при распределении выпускников. Большая часть работников Парка высоких технологий — наши воспитанники. В этом году туда распределились 190 человек. Минск — культурная, интеллектуальная среда. 

— Знаю некоторых ваших воспитанников, успешно работающих в журналистике и литературе. Это спонтанно получается или университет дает гуманитарные знания?

— Вопрос этот звучит часто. Из наших выпускников получаются хорошие управленцы, директора банков, руководители крупных компаний, из университетских стен вышли восемь послов, работавших в разное время за рубежом. Почему? Я увереннее и увереннее отвечаю на этот вопрос так. Мы внедрили системный подход в обучении, научили воспитанников находить и анализировать связь явлений, сочетать теорию и практические навыки. Системный подход остается у человека при любой деятельности. Потом студентам прививается общественная активность, а это тоже влияет на карьерный успех. Воспитание гармоничной личности, широта кругозора выпускников помогают им быть успешными в разных областях. И это ни в коем случае не измена профессии, а освоение новых пространств, новых знаний.

***
Позднее я заглянула в толковый словарь Владимира Даля. Слово «батура» у славян обозначает упорного человека, который тащит нечто тяжелое, а еще крепость, укрепленный городок. Значит, все-таки богатырь!