Армия моя

Не «Чайка» — ласточка!

Ни один военный парад в столице не обходится без пары серых «Чаек» — красавцев кабриолетов, которых на просторах бывшего Советского Союза остались считанные экземпляры

Первый автомобиль промышленной партии «ГАЗ-14» на Горьковском автозаводе собрали в октябре 1977 года. Семиместная машина с автоматической коробкой передач отличалась высоким техническим уровнем и комфортабельностью. Благодаря удачному сочетанию больших шин и мягкой подвески, специально разработанных амортизаторов и длинной базы «Чайка» имела высокую плавность хода. Позже по спецзаказу Министерства обороны СССР на его базе была разработана модификация «Чайки» с открытым кузовом для приема военных парадов — «ГАЗ 14-05». Усовершенствованная мягкая подвеска обеспечивала плавное движение на дорогах с различным покрытием. Как будто была специально создана для парада.
В 1988 году «Чайку» сняли с производства. И не просто сняли — в перестроечное время была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы. А возобновить производство спустя годы так и не смогли.
Всего Горьковский автозавод выпустил 1.114 автомобилей «ГАЗ-14» «Чайка», 15 из них предназначались для участия в крупных праздничных мероприятиях, в том числе проходящих в Белорусском военном округе. Отрадно, что в Минске сохранились два парадных раритета на колесах. В последний раз эти чудо-машины минчане и гости столицы могли видеть 9 Мая на параде в честь Великой Победы. С нештатным водителем парадного автомобиля «Чайка» «ГАЗ 14-05» майором Валерием Петровым состоялась наша беседа.

— Ответственность большая, ведь я управлял первым автомобилем, где находился министр обороны Юрий Жадобин, — рассказал Валерий Анатольевич. — В паре с майором Сергеем Дахно, у него «Чайка» под номером два, много тренировались, чтобы добиться синхронности и четкости в движении обеих машин. К слову, при объезде войск держим скорость от 5 до 20 километров в час.

— Моя «Чайка» выпущена в 1985 году. Автомобиль сам по себе надежный и вполне мог бы составить конкуренцию по живучести многим современным иномаркам.