Час пик

Каково слону в посудной лавке?

Отсутствие необходимого количества парковок — одна из основных проблем большого города. И если для легковушки хозяин найдет местечко, то куда деваться большегрузным машинам? А они мешают буквально всем…

Вообще-то в любом большом городе всегда находится кто-то, чем-то недовольный. И наша столица не исключение. Одна из самых болезненных проблем — парковка автотранспорта на улицах и во дворах.

Ни проехать ни пройти

Неудобства в городе создают большегрузные автомобили. Причем проблема носит в значительной мере социальный характер. Прежде всего потому, что фуры загромождают улицы и дворы, мешают всем: водителям-частникам, пешеходам, сотрудникам ГАИ…Что происходит? Вот как корреспонденту «МК» ответил на этот вопрос инспектор отдела по агитации и пропаганде УГАИ ГУВД Мингорисполкома старший лейтенант милиции Александр Бруй:

— К сожалению, явление приняло действительно массовый характер. После превышения скоростного режима парковка в не предназначенных для этого местах всех видов транспорта занимает вторую позицию в ряду нарушений Правил дорожного движения. Порой не только не проехать — пешком не пройти.

К сожалению, архитекторы и строители в свое время не предполагали такой транспортной нагрузки, и город возводился без минимально необходимых парковочных мест. Надо отдать должное УП «Гаражи, автостоянки и парковки»: за последнее время работники предприятия приложили немало усилий и построили большое количество стоянок. Но расположены они в основном в спальных районах, вдоль кольцевой автодороги и предназначены для легковых автомобилей.

По словам Александра Бруя, ГАИ тоже делает все, что от нее зависит. Проекты застройки новых микрорайонов не визируются, если они не соответствуют современным нормам по наличию парковочных мест. Результат можно увидеть в Каменной Горке, Брилевичах… Там уже проблема стоянок для легковушек в значительной мере снята.

С грузовыми автомобилями сложнее. Одна фура гораздо больше ограничивает обзор, «съедает» проезжую часть и усложняет дорожную обстановку, чем десяток легковых машин. То же самое относится к экологии.

В прошлом году и минувшей зимой власти города заметно усилили давление на нарушителей правил парковки. Проведены целевые рейды, выписаны десятки штрафов и предписаний руководителям предприятий. В результате припаркованных грузовиков на улицах города стало меньше, даже визуально. Но стоянок-то все равно нет. Испуг пройдет, и все нарушители вернутся на привычные места.

Старший лейтенант милиции Александр Бруй уверен: проблему надо решать комплексно, с учетом интересов и горожан, и транспортников. Так, чтобы водитель с удовольствием ставил машину не в переулке, а на легкодоступной охраняемой стоянке. В местах примыкания основных транспортных потоков надо разместить рекламные щиты, предусмотреть систему скидок для постоянных клиентов. Одни штрафные санкции желаемого и долгосрочного эффекта не дадут.

Трудно не согласиться с мнением компетентного в данной области специалиста.

Своими глазами

Вместе с патрульным экипажем ОГАИ Московского района столицы автор данного материала принял участие в рейде по улицам города. Впечатление, прямо скажем, удручающее.

Семь утра. Вокруг АЗС возле гипермаркета «Простор» мирно покоятся десятка два большегрузов. По словам госавтоинспектора капитана милиции Николая Лотаровича, некоторые из них избрали этот уголок Минска местом своей вечной стоянки. Вот насквозь проржавевший MAN. На водительской двери наклейка «УП «Спецавтопарк» и номер телефона предприятия. Причем машина занимает часть даже не улицы, а довольно узкого съезда с Минской кольцевой дороги. Чуть поодаль покоится (иначе не скажешь!) Renault, принадлежащий той же фирме. Заметив мое недоумение, капитан Лотарович поясняет: «Мы уже несколько предписаний в адрес руководства «Спецавтопарка» направили. Толку никакого!»

Время ближе к девяти. Начинают подтягиваться хозяева некоторых машин. Водитель зеленого «МАЗа» сразу начинает врать: мол, только подъехал, на пару минут сбегал в магазин сигарет купить… Разговаривать с журналистом наотрез отказывается. Ну что ж, имеет право. За него все расскажет тахограф, который фиксирует и время в дороге, и время, когда машина стала на стоянку.

Другой дальнобойщик честно признается: виноват. Но тут же просит снисхождения в честь выпавшего аккурат на дату рейда дня рождения.

Подобных стихийных паркингов, как вокруг АЗС возле «Простора», в районе масса. Популярностью у водителей грузовиков пользуются улицы Есенина, Карла Либкнехта, проспект Газеты «Правда» (особенно вблизи универсама «Юго-Запад»), 2-й Прилукский переулок, Бетонный проезд…

Номера машин самые разные: минские городские и областные, гродненские, гомельские… Российские, литовские… А вот объяснения водителей как под копирку: приехал поздно, поставить негде. И самое печальное, что в большинстве случаев так оно и есть. По информации начальника ОГАИ Московского района майора милиции Станислава Красуцкого, специализированных стоянок для хранения грузовых автомобилей в районе нет. Договоры на хранение заключает ОАО «Автосила» (но сейчас ввиду большого количества собственного подвижного состава предприятие все меньше и меньше соглашается принимать посторонних).

«Автотаксосервис» еще в прошлом году заключал договора, но теперь им самим территории не хватает. Должны были построить накопительные площадки вдоль кольцевой дороги, но работы даже не начаты…

В беседе без микрофона многие должностные лица признают катастрофическое положение с парковками для грузовиков. А официального комментария получить так и не удалось.

Вот и вынуждены транспортники, горожане, люди с полосатыми жезлами самостоятельно, в меру умения и возможностей решать задачу: как разместить слона (то есть большегрузные фуры) в посудной лавке (в пределах хрупкой городской инфраструктуры). Ведь как ни крути, а без автомобильных перевозок столица просто не выживет. Друг без друга им не обойтись по определению.