Культура

«Я в долгу перед Минском»

Шедевры балетного искусства увидят минчане в начале следующего сезона. На сцене Национального академического Большого театра оперы и балета народный артист России Андрис Лиепа представит свой проект «Русские сезоны ХХI века»

— За последние полгода успел трижды побывать в Минске, — говорит Андрис Лиепа. — Мне нравится город. Почти четверть века назад я также посетил Минск, в 1986-м встречались здесь с Валентином Елизарьевым. Постановка этого хореографа принесла нам с Ниной Ананиашвили Гран-при на Международном конкурсе в США. Я в долгу перед Минском. Отчасти потому и хочу познакомить минчан с постановками «Русских сезонов ХХI века». Начнем с «Шехерезады» Николая Римского-Корсакова и «Жар-птицы» Игоря Стравинского. В спектаклях примут участие звезды Большого и Мариинского театров, а также солисты «Кремлевского балета». Среди них Мария Александрова и Илзе Лиепа. Моя сестра недавно родила дочку, но уже готова к работе.

— Смогут ли поклонники Терпсихоры попасть на эти выступления?

— Мы гастролируем по многим городам и странам. И всюду своя форма поддержки проекта. Надеемся на взаимопонимание и у вас. Пока же занимаемся организацией гастролей, что очень непросто. Ведь надо привезти 85 артистов и доставить два трейлера с декорациями, к слову, восстановленными по уникальным эскизам прошлого столетия. Некоторые из них нашел в Третьяковке. Уже подписан протокол о намерениях между Большим театром оперы и балета Беларуси и Благотворительным фондом имени Мариса Лиепы, который я возглавляю. В ближайшее время будет и договор о сотрудничестве. В результате минчане, возможно, увидят знаменитый балет «Синий Бог» с участием Николая Цискаридзе.

— Как возникла идея проекта?

— «Русские сезоны», основанные в начале прошлого века Сергеем Дягилевым, принесли славу русскому национальному искусству в Париже, Лондоне, Риме. Первые балеты из этого цикла восстановил мой отец Марис Лиепа. Я решил продолжить нужный, хотя и весьма дорогостоящий проект. Он охватывает Францию, Украину, Россию, Латвию. Билеты во всех странах обычно раскупаются задолго до начала гастрольного тура. Однажды мне даже пришлось развешивать на афишах объявления красного цвета: все продано.

— Как восстанавливаются балеты «Русских сезонов» Сергея Дягилева? Ведь прошло столько времени…

— Порой выручают детали. Так, знаменитый хореограф Михаил Фокин, который прожил долгую жизнь, увлекался киносъемкой. Сохранились редкие кадры, запечатлевшие Фокина во время занятий балетом, а также живописью, работы над книгами. Я видел эти ленты. Впечатлили домашние ужины с известными людьми, в том числе с композитором Сергеем Рахманиновым. Во многом это тоже помогло воплотить наш замысел в жизнь… Было и везение: Нине Ананиашвили довелось учиться в Лондоне у одной из последовательниц знаменитой Тамары Карсавиной, жившей там в начале ХХ века.

— Предусмотрены ли в рамках сотрудничества с Минском образовательные проекты?

— Заинтересовал Белорусский государственный хореографический колледж. Готов показать там фильм «Возвращение Жар-птицы» и провести ряд семинаров. Есть у меня и опыт работы с детскими художественными школами. Надеюсь, что и минские ребята сделают рисунки на тему «Русские сезоны ХХI века».

— Вы известны не только балетными постановками, но и как продюсер, автор видеоклипов, режиссер эстрадных программ. Вам тесно в рамках одного вида искусства?

— Да. Это связано с домашним воспитанием. У нас была прекрасная библиотека с уникальными книгами, мне везло на общение с интересными людьми — работал с Михаилом Барышниковым, встречался с Рудольфом Нуриевым. Вот почему одновременно ставлю оперы, сотрудничаю с артистами эстрады, снимаю клипы и фильмы. За ленту «Возвращение Жар-птицы» Французская академия кино вручила мне приз «Золотая лента русского кино» в номинации «Режиссер-дебютант». А раньше я успел попробовать себя и в качестве актера. В 1992 году снялся в картине российского режиссера Валерия Харченко «Короткое дыхание любви».