Городское хозяйство

Звездные ночи подземки

Три станции — «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина» — примут пассажиров в 2012 году, еще одну — «Малиновку» — планируют сдать не позднее 2014-го. Какими будут эти станции? Что нового появилось в проектах по сравнению с первоначальными планами? Об этом корреспонденту «МК» рассказал главный инженер ОАО «Минскметропроект» Виктор Полищук

В два этажа и без эскалаторов

Некоторые проектные решения, связанные с сооружением участка первой линии метрополитена в направлении юго-западной окраины столицы, несколько лет назад откорректировали. Это было вызвано прежде всего необходимостью удешевления строительства. По утверждению разработчиков проекта, изменения не повлекут за собой ухудшения эксплуатационных характеристик станций и перегонов.

— Станция «Михалово» стала более компактной: протяженность всего комплекса по сравнению с первоначальным проектом уменьшилась с 300 до 140 метров, — рассказывает Виктор Петрович. — Он разместится на двух этажах: на первом — платформенная часть и помещения для ее обслуживания, на втором, над платформой, — кассовый и распределительный залы вестибюля, служебные помещения. В числе причин изменения объемно-планировочного решения станции были сложности с инженерной подготовкой территории, а также проблема сноса домов и отселения жильцов. Когда стало ясно, что этот процесс быстро не завершится, пришлось искать новые варианты строительства в предложенных условиях.

Станции «Грушевка» и «Михалово» расположатся примерно на метр ближе к поверхности земли, чем планировалось сначала. Это позволит исключить необходимость установки эскалаторов, что значительно удешевит строительство.

По словам собеседника, изменение планировочных решений станций упростит их использование пассажирами и обслуживание эксплуатирующей организацией.

Комфорт для всех

Интерьерные решения новых станций максимально учитывают интересы людей с ослабленным здоровьем, плохим зрением, ограниченными физическими возможностями.

Чтобы обеспечить безопасность передвижения, ступени окрасят (как это делают сейчас на действующих станциях) контрастным цветом, а их поверхность сделают шероховатой. Контрастные полосы будут «подсказывать» и направление движения.

Предполагается, что благодаря таким элементам слабовидящие люди смогут без посторонней помощи выйти на платформу, узнать о том, что они приближаются к опасным зонам.

ля инвалидов в вестибюлях метро предусмотрены более широкие двери. На всех станциях оборудованы спуски для инвалидных и детских колясок с поверхности в пешеходные переходы, а также лифты для перемещения с платформы на уровень кассового зала.
А на станции «Малиновка», на которой предполагается большой пассажиропоток, лифты будут доставлять людей с ограниченными физическими возможностями и из пешеходного перехода на поверхность.

Мрамор остался в прошлом

Одна из особенностей отделки новых станций — снижение доли так называемых мокрых процессов, весьма сложных и трудоемких (это штукатурные работы, окраска, облицовка с применением традиционных отделочных растворов). Расширяется область применения материалов заводского изготовления, например индустриальных подвесных потолков, облицовочных панелей для стен из металлокерамики.

— В чем преимущество металлокерамики?

— Этот материал отличается яркими цветами, гигиеничностью, огнестойкостью. В большинстве метрополитенов мира используют металлокерамику как наиболее эффективный материал. Наши подрядные организации тоже оценили его. С их точки зрения, работа с отделочными материалами не должна занимать много времени, ведь обычно строительство станций идет долго, а на их оформление отводятся короткие сроки. Металлокерамика соответствует этому требованию.

— Раньше при оформлении станций метрополитена традиционно использовали мрамор и гранит. Они уходят в прошлое?

— От мрамора мы практически отказались, применяем его в исключительных случаях, например, на участках стен вестибюлей сложной конфигурации. Гранит по-прежнему применяем на лестничных ступенях и полах. Металлокерамику использовать в вестибюльных зонах непрактично, ведь здесь очень сильные механические воздействия на пол. Кроме того, применяя ее, невозможно создать шероховатую поверхность пола, отвечающую требованиям безопасности. Один из самых важных факторов — долговечность, и в этом плане гранит вне конкуренции. Ведь ремонтировать напольные покрытия в метро, где высокая интенсивность движения пассажиров, довольно сложно.

А выход где?

— Некоторые станции минского метро имеют лишь один входной вестибюль. Чего ждать пассажирам на новых?

— На станции «Грушевка», по прогнозам, не будет больших пассажиропотоков, поэтому на ней предусмотрен один входной вестибюль — на пересечении улицы Щорса и проспекта Дзержинского. На «Михалово» выходы из двух вестибюлей будут сосредоточены на пересечении улиц Гурского, Уманской и проспекта Дзержинского.

На «Петровщине» также запланированы два вестибюля, но выходы из них рассредоточены. Одна их группа — на перекрестке улицы Голубева и проспекта Дзержинского, другая — в 140 метрах по направлению к центру города. Это объясняется тем, что остановки общественного транспорта здесь имеют большую протяженность. Кроме того, на этой станции предполагается высокая интенсивность движения пассажиров.