Городское хозяйство

За семью замками

Программа «Закрытый подъезд» стартовала в столице в 1998 году. Надежно ли сегодня закрыты столичные парадные от нежелательных гостей?

Не лает, не кусает…

В Минске 22.248 подъездов оборудованы различными запорными устройствами входной двери. Что это дает? Прежде всего, чужие не имеют доступа к вашим почтовым ящикам, лестничным площадкам, лифтам… Эта проблема была особенно актуальна для так называемых каркасных улиц – главных проспектов, где большой поток людей и кто угодно мог зайти в открытую парадную, намусорить и пойти дальше. Опять же, закрытая дверь – дополнительное препятствие на пути злоумышленников. Следующий положительный момент – экономия тепловой энергии. Закрытая дверь позволяет сохранять тепло на лестничных площадках.

Сегодня в большинстве минских подъездов установлена домофонная система. Но в ряде входных групп, а точнее, в 2.763 столичных парадных, еще встречаются традиционные и кодовые механизмы. Эта категория выпала из поля зрения обслуживающих организаций. Кодово-механические замки не требуют особого ухода, и потому предприя-тия, специализирующиеся на обслуживании подъездных запоров, не проявляют к ним интереса. Вот и приняли в управлении Минского городского жилищного хозяйства решение о том, что такие запоры должны обслуживать работники ЖЭС и подразделений ЖРЭО.
Эта практика распространяется не только на двери с кодово-механическим замком. Например, в Центральном районе большая часть домофонов также обслуживается под-разделениями ЖРЭО.

Какая система лучше?

Вход в подъезд закрывают металлические двери с кодово-механическими замками (КМЗ) или запорно-переговорными устройствами (ЗПУ).

Какая система лучше?

С одной стороны, несомненный плюс кодового механизма в его неприхотливости. Практически не нужно платить за техническое обслуживание и ремонт, да и стоит кодовый замок гораздо дешевле. С другой – подобные механизмы проще, чем запорно-переговорные устройства. Следовательно, шансов проникнуть в подъезд, закрытый на КМЗ, у посторонних больше. При желании код можно подобрать.

Но и с запорно-переговорными устройствами не все гладко: они чаще выходят из строя, у них сравнительно недолгий срок эксплуатации. Вот и приходится специалистам по установке и обслуживанию домофонных систем на собраниях с жильцами подъездов, где стоит старая система, применять все таланты, чтобы убедить людей ее модернизировать. Иногда такие предложения вызывают бурный протест, ведь установка, дальнейшее обслуживание и ремонт осуществляются полностью за счет граждан.

Беспризорные двери

Есть в городе подъезды, где дверь и железная, и домофоном оснащена, но здесь не встретишь мастера по обслуживанию. Таких в Минске 3.310. Жильцы, в чьих подъездах стоят бесхозные домофоны, не спешат заключать договор с фирмами и начинают бить тревогу только тогда, когда что-то сломалось.

– Безразличие жильцов к тому, что их дверь не обслуживается, связано с тем, что раньше эта работа осуществлялась за счет жилищных организаций, – объясняет начальник отдела технического надзора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Геннадий Мисуно. – Люди привыкли, что дверь в подъезд обслуживается бесплатно, и теперь не хотят тратить деньги. Хотя это платная бытовая услуга. На предложение заключить договор на обслуживание отвечают отказом: мол, запорная система и так хорошо работает. Особенно неохотно идут на заключение договоров пенсионеры.

Читайте также:  Прямо говоря

Опасное гостеприимство

Двери около 350 подъездов, находящихся на обслуживании Минского городского жилищного хозяйства, по-прежнему распахнуты. Чаще всего незапертые подъезды можно увидеть в домах малоэтажной застройки.

– Чем меньше в подъезде квартир, тем больше будет сумма, которую каждой семье нужно заплатить за установку двери, поэтому жильцы домов малоэтажной застройки столь неактивны, – объясняет Геннадий Мисуно. – А что касается оплаты технического обслуживания, здесь предлагается единый тариф, независимо от числа квартир в подъезде.

Но дело не только в стоимости обслуживания. В некоторых подъездах причина кроется в другом: жильцы домов старой малоэтажной застройки не видят смысла вкладывать деньги в то, что скоро пойдет под снос.

Такой «открытостью» грех не воспользоваться, вот и заходят на огонек все кому не лень. Правда, не лень обычно не самым добропорядочным гражданам: выпивохам, бомжам…

Достаточно вспомнить случай, который произошел минувшей зимой в доме № 100 на улице Розы Люксембург. Гражданин без определенного места жительства зашел в подъезд, вероятно, чтобы найти там приют на ночь, а обнаружил открытый выход на чердак. Там и решил остановиться. Закурил в «номере». В результате на чердаке произошел пожар, а бездомный за ночлег расплатился собственной жизнью.

Удивительно, но даже после этого случая из 16 квартир подъезда на установку запорно-переговорного устройства согласились жильцы только двух.

Глазами профессионала

– Сейчас наша главная забота – техническое обслуживание и модернизация домофонных систем, – рассказывает начальник отдела техобслуживания одного из самых крупных предприятий столицы, специализирующихся в этой сфере, Алексей Целуйко. – В городе почти все подъезды закрыты. Но в некоторых районах двери с ЗПУ были установлены очень давно, механизм устарел морально и физически. Особенно эта проблема актуальна в микрорайоне Шабаны. Наши специа-листы выезжают на места, проводят собрания, на которых агитируют людей модернизировать домофоны. Ведь в случае поломки их невозможно будет починить: запчасти для них давно не производят. В большинстве случаев жильцы понимают ситуацию, соглашаются. Некоторые клиенты заказывают видеодомофоны. Заключаем порядка 50 договоров в месяц на модернизацию и установку домофонных систем.
Количество немалое. Однако способны ли организации обеспечить нормальную работу подопечных дверей? Минувшая зима показала, что не всегда. Достаточно вспомнить случаи, когда люди не могли попасть в подъезд: замерзшие системы не работали. Конечно, до зимы еще далеко, но народная мудрость гласит: готовь сани летом!

– Прошлой зимой из-за мороза выходили из строя некоторые доводчики, – рассказывает Алексей Целуйко. – Это связано с тем, что качество самого механизма было не лучшим. Мы учли ошибку и планируем заменить подобные устройства на более надежные. За свой счет.