День за днем

Необъявленная война?

На минувшей неделе на дорогах столицы произошла небывалая череда тяжелейших аварий: десятки пострадавших, десять человек погибли…  Такое впечатление, что на дорогах идет необъявленная война. Мнение многих горожан – и пешеходов, и автомобилистов – по улицам опасно ходить, страшно ездить. В чем причина? Что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Ответы на эти вопросы искал корреспондент «МК»

Хроника трагедий

 20 июня.  На 22-м километре МКАД автомобиль «Фиат Браво» на полной скорости вылетел в кювет и врезался в осветительную мачту. Погибли шестеро. Самому старшему из компании был только 21 год. По данным ГАИ, в последний раз столько жертв в одной аварии в Минске было три года назад.

21 июня. На улице Мирошниченко столкнулись троллейбус и маршрутное такси. Пострадали 5 человек. Водитель маршрутки скончался в больнице от полученных травм через два дня. 

 25 июня. На Партизанском проспекте в четырех метрах от пешеходного перехода  была сбита автомобилем женщина. От полученных травм скончалась.

 25 июня примерно в 10 утра. На пересечении улиц Тимошенко и Притыцкого произошла авария с участием автобуса, маршрутки и груженой фуры. Пострадали 9 человек, 3 из них госпитализированы.

После прочтения этой хроники дорожно-транспортных происшествий вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» звучат как вопль отчаяния.

А сотрудники ГАИ утверждают: почти всегда аварии – следствие несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Подчеркну  – элементарных. Правила безопасной дистанции, проезда перекрестков, поворотов, перестроений из одного ряда в другой и, конечно, скоростной режим нарушают массово. Настолько, что это вопреки здравому смыслу и логике стало едва ли не нормой.

В чем тут дело? Автопарк столицы растет столь быстро, что улично-дорожная сеть буквально трещит по швам. По статистике только за прошлый год он вырос на 36 тысяч авто. Очевидно, что одновременно с ростом автомобилизации выше и процент новичков на дорогах. Неопытность, помноженная на молодость и желание продемонстрировать водительское мастерство, – поистине гремучая смесь.

Наконец, третья и немаловажная, на мой взгляд, причина дорожных трагедий – банальное, всем надоевшее, но неистребимое хамство. Думается, у любого водителя со стажем в памяти не один пример того, как его подрезали, не пропустили, не предупредили о маневре другие участники движения. Причем зачастую такое происходит не из-за растерянности или забывчивости, а делается демонстративно и нагло. Словом, то самое лихачество – поведение глупое, безрассудное и чрезвычайно опасное на дороге.

Читайте также:  Вот в чем ответ

Последнее, что вовсе не укладывается в голове, – алкоголь и руль. Здесь и говорить не о чем, слишком все очевидно.

Есть ли действенные способы изменить ситуацию и если не остановить, то хотя бы притормозить гонки со смертью на наших дорогах? На мой взгляд – есть, но прежде выслушаем специалиста.

Жанна Тройно, начальник пресс-службы УГАИ ГУВД:

– Минувшую неделю действительно можно назвать кровавой: в столице в нескольких ДТП погибли 10 человек. Для сравнения – за весь май нынешнего года 4 погибших. Ежедневно в Минске фиксируется около сотни происшествий с пострадавшими. Что происходит? Ответить на этот вопрос однозначно, наверное, нельзя. Здесь целый комплекс причин, среди которых и те, о которых вы упомянули. Я бы добавила к этому еще несколько. Так, ежедневно сотрудники ГАИ задерживают до 20 водителей в нетрезвом состоянии. В выходные дни эта цифра порой возрастает вдвое. Как это объяснить? Ведь уже и уголовная ответственность введена за такое поведение, а проблема все равно остается. В целом же причина абсолютного большинства трагических происшествий на дорогах – нарушение Правил дорожного движения. Взять, к примеру, ту же аварию на Притыцкого – Тимошенко. Следствие еще не завершено, но, по предварительным данным, водитель большегрузного автомобиля проигнорировал запрещающий сигнал светофора. Есть ли разумные объяснения таким действиям на дороге?

Еще одна серьезная проблема, на которую неоднократно обращали внимание сотрудники ГАИ, – подготовка будущих водителей. К сожалению, зачастую в автошколах учат не столько навыкам вождения, сколько тому, как сдать экзамен: начиная от зазубривания ответов на вопросы и заканчивая детальным освоением экзаменационного маршрута. Каков результат такой учебы – мы с вами видим, читая сводки происшествий.

К сказанному добавлю: мне думается, требование соблюдения Правил дорожного движения – это та сфера, где любое закручивание гаек только во благо. Автор этих строк убежден, что, например, водитель, задержанный за рулем в состоянии алкогольного опьянения, должен лишиться прав навсегда. А если еще и ДТП по его вине случилось – тюрьма и надолго. Не менее строгими должны быть и меры по отношению к поклонникам высоких скоростей. Требуются драйв и экшн – пожалуйста, в клуб автоспорта, да хоть на соревнования «Формула-1». На улицах же города превысил скорость раз-другой – прощайся с правами, опять-таки навсегда. Нет здесь другого выхода. Ведь ПДД, к величайшему сожалению, пишутся кровью.