День за днем

Эффект дежа-вю

Накануне Дня Независимости Республики Беларусь и очередной годовщины освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков в городе идет предпраздничная подготовка: плакаты в витринах магазинов, растяжки над улицами и проспектами, флаги, цветочные композиции, яркие панно – таковы атрибуты приближающихся торжествНет сомнений, что к большим праздникам, значимым для страны датам столица должна выглядеть нарядной и торжественной. Надо отдать должное художникам-оформителям, всякий раз они стремятся найти новое оригинальное решение, создать, что называется, достойный моменту визуальный ряд. Убедиться в этом несложно, достаточно пройтись по центральной части проспекта Независимости, побывать на одноименной площади. Все оформление выдержано в соответствующих тонах – получилось ярко, эффектно.

Но, увы, не обойтись без нескольких критических замечаний. Центр города, главный проспект. Его не случайно называют визитной карточкой столицы. Он и должен быть ее свое-образной витриной и, если угодно, выставкой достижений. Так не только у нас принято – в любом городе, в любой столице. Потому появляется чувство сожаления, обиды, когда сталкиваешься с фактами малопонятного безразличия к тому, как выглядит витрина того или иного объекта торговли. Вот конкретный пример. Известный едва ли не каждому минчанину продовольственный магазин (не стану называть точный адрес магазина, ибо хочется верить, что приводимый здесь факт – не более чем досадная оплошность) на проспекте Независимости. Каждая из витрин украшена плакатом и напоминает о приближающемся торжестве. Но вот незадача: взгляните на фото 1 и скажите, с каким праздником поздравляют горожан и гостей столицы работники этого объекта торговли? Если плакат с видом привокзальной площади и соответствующим текстом с некоторой натяжкой можно отнести к приближающемуся празднику, то уже в следующей витрине все сомнения отпадают: минчанам напоминают о… Дне города. Может, ничего худого в том и нет: ведь и такой праздник непременно состоится в столице в этом году. Но согласитесь, с тем же успехом можно в апреле поздравлять с Новым годом.

Читайте также:  Кто здесь хозяин?

Через какую-то сотню метров вновь доводится испытать некоторое недоумение. Витрина объекта (надпись из английских букв не дает точного указания – торговли или услуг) украшена плакатом, содержание которого вынуждает задуматься: а не произошел ли со мной описанный фантастами прыжок во времени? (См. фото 2). Взгляд на противоположную сторону проспекта возвращает в день сегодняшний.

Привожу эти примеры вовсе не из желания добавить ложку дегтя в бочку меда. В Минске, и это не реверанс, действительно много делается для того, что бы год от года наш город выглядел лучше и краше. И каждый большой праздник становится своеобразным экзаменом для коммунальных служб и предприятий всех форм собственности. Насколько успешно подготовился к торжеству город, судили и будут судить и по объектам торговли, услуг. Потому досадно, когда накануне большого праздника невольно испытываешь состояние дежа-вю: настолько однообразно и неинтересно бывают оформлены эти объекты. Словно их владельцы или руководители то ли из стремления сэкономить, то ли не желая лишний раз напрягаться, хотят найти некий универсальный оформительский прием. В таких случаях говорят: уж лучше никак, чем как-нибудь.

\