Дорога к храму

Восстань, пророк

Глаголом жечь сердца людей — кому это под силу?

Так уж устроен человек — всегда стремится к таинственному и непознанному. Что ожидает за очередным жизненным поворотом? Большинство людей отдали бы очень многое, лишь бы узнать, с чем придется столкнуться в будущем. И часто, попадая в сложную ситуацию, когда нужно принять важное решение, человек пытается тем или иным способом заглянуть в завтра. Один спешит к бабке-ведунье, о которой слышал от знакомых, другому гадалка раскинет карты, а третий старается найти ответ в астрологическом прогнозе. Многие и не задумываются, что попадаются на удочку обыкновенных шарлатанов, использующих наши слабости, дабы заработать денег. Прогнозы же и предсказания в большинстве случаев оказываются ложью. Потому церковь отрицательно относится к такого рода деятельности.
Кто-то, наверное, возразит: а как же пророки, о которых мы знаем из Библии? Ведь они тоже предсказывали будущее, а православные не только не осуждают их за это, но, напротив, считают святыми. И часто забываем, что библейских пророков избирал и открывал им Свою волю Сам Бог. Через них Он пытался предостеречь людей от бед и наказаний, которые их постигнут из-за неправедной и греховной жизни.

В Ветхом Завете пророки делятся на великих: Исайя, Иеремия, Даниил и Иезекииль и малых: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.

Наверное, услышав их имена, большинство из нас вряд ли смогут сразу вспомнить что-либо об этих святых. Но, пожалуй, всем знакомо стихотворение Пушкина «Пророк». В его строках отражено сказание из книги Исайи о том, как он был призван Господом к служению. Можно вспомнить образы пророков, воплощенные Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы. Мистические, таинственные лица пророков у Врубеля…

Это были великие люди, которым в отличие от древних философов и мудрецов открылось нечто совсем иное. Они увидели мир, летящий к цели, словно стрела, пущенная таинственной рукой. Поняли, что обряды, традиции, ценности только тогда имеют смысл и значение, когда за ними стоит Бог.

Царем пророков называют Исайю. Он ясно осознавал, что человечество находится в состоянии катастрофы. Как, впрочем, и сейчас… Во многих местах шли войны, гибли невинные. Люди понимали, что есть закон, правда, но не следовали им. И вот Исайя говорит о спасении, которое несет Бог миру, о грядущем Царствии Божием. Утверждает, что не всегда будут господствовать безумие и тьма. Придет Тот, Кто сможет примирить всех без насилия и войн. Перечитайте 53-ю главу книги Исайи! Пророк настолько точно, с такими подробностями предвозвестил пришествие Иисуса Христа, что его назвали ветхозаветным евангелистом.

Иеремия написал творение, которое можно назвать пророчеством надежды. Он напоминает о том, что люди нарушили Завет с Богом, но придет время, когда Господь заключит Новый Завет, который будет написан в сердцах человеческих.

Иеремия также предсказывал пришествие Спасителя. Призывал современников оставить ложные пути, прекратить войны, обратиться к Господу. Но никто его не слушал: ни царь, ни военачальники, ни простые люди. И в результате они потерпели поражение, и весь богоизбранный еврейский народ попал в плен.

Но даже в изгнании Бог не оставлял их. Он посылает пророка Иезекииля, призывавшего к покаянию. Только покаяние возвращает душе Бога. И не важно, где находится человек, — Бог всегда будет с ним, если есть вера и праведная жизнь.

Пророк Даниил занимал одно из первых мест в государстве. Полученные им откровения проливали свет на руководство Божье в мировой истории. Даниила бросили на растерзание диким зверям. Он мог спасти свою жизнь при простом условии: хотя бы один день не молиться за народ пред Богом. Пророк отказался. Голодные львы не тронули Даниила — его оберегал Сам Господь.

Прошли тысячи лет со времен, когда жили и творили эти святые мужи. Но их призывы остаются актуальными и сейчас. Ведь и в наше время идут войны, льются детские слезы, мир полон скорбей. В наших силах изменить все это. Нужно лишь исполнять заповедь, принесенную Иисусом Христом, о Котором так много пророчеств: любить ближнего так, как мы любим себя.