Прямая линия

Под стук колес

В период отпусков и летних каникул многие едут на курорт поездом. Как выбрать удобный маршрут, своевременно взять билеты, сдать их, если в том есть необходимость, нужна ли в дороге страховка? На эти и другие вопросы читателям «МК» ответили во время прямой линии начальник отдела организации пассажирских перевозок Минского отделения Белорусской железной дороги Валерий Калюжный и начальник Минского железнодорожного вокзала Владимир Григорович

Корр.: Вспоминаю времена, когда достать билеты на поезд летом было большой проблемой. Сейчас в железнодорожных кассах установлены современные компьютерные системы, но… Как-то зашла на вокзал и снова увидела очередь.

— Такая проблема появляется летом, но создают ее пассажиры. Кассы есть на проспекте Независимости, 18, на улицах Воронянского, 6, и Кирова, 2. Еще 19 касс на вокзале. Люди с раннего утра занимают очередь. К 8 часам у каждого окошка кассы по 5-8 человек. А к 10 часам почти никого, день проходит спокойно. Но вечером опять очередь. Иногда кассир задерживается на работе на 15-30 минут, чтобы обслужить клиентов. По возможности советуем приходить за билетами днем.

И еще один момент. Те пассажиры, которые пользуются бронированием, должны выкупить билеты в течение двух суток. Если до 20 часов вторых суток выкупить не успевают, бронь истекает, и билеты автоматически уходят в систему «Экспресс».

— Добрый день, это Марина. Очень сложно летом забронировать билет по телефону: линия постоянно занята…

— Та же история, что и с кассами. С 8 утра 15 операторов принимают заказы на бронь. А дозвониться пытаются сразу 400-500 человек. Такой поток заявок одновременно операторы принять не могут. Ближе к 11.00 линия освобождается, и до 16 часов дозвониться и забронировать билеты нетрудно.

 — Здравствуйте! Звонит вам Николай Антонович. Сейчас билеты бронируют и через Интернет. В какое минимальное до отхода поезда время можно это сделать и должны ли мне их доставить домой?

— Не менее чем за 3 часа. Чтобы вы успели доехать до касс и за 2 часа до отхода поезда их выкупить. Можно и с доставкой на дом, тогда резерв времени должен быть не меньше 8-9 часов. Информацию об этой услуге можно получить на нашем сайте (www.railwayminsk.by) или в справочном бюро.

— Максим беспокоит. Будут ли в августе курсировать дополнительные поезда в направлении Симферополя?

— В августе уехать туда проблем не будет, сложнее возвратиться к 1 сентября. Лучше сразу забронировать билеты на обратный путь. Есть поезд Минск — Симферополь № 100. В летнее время ходят три состава, и количество вагонов в них увеличивается почти вдвое. Курсируют еще 16 дополнительных поездов — на Варну, Феодосию, Евпаторию, Одессу, Челябинск, Мурманск.

— Здравствуйте! Звонит Петровский из Смолевичей. Обязательно ли при приобретении билетов покупать и страховку? Известны ли случаи, когда она понадобилась?

— Вы вправе отказаться от приобретения страховки. Но случаев, когда по ней людям выплачивали деньги, достаточно много. Представьте: пассажир раскладывает или складывает столик. Может не удержать его, травмировать руку или ногу. Может поскользнуться или упасть с полки и удариться. Страховка стоит всего 3 тысячи рублей, а если, не дай бог, что-то случится в пути, вам компенсируют затраты на лечение.

— Добрый день. Я многодетная мама. Мы с мужем решили свозить детей к морю, но не уверены, что хватит средств. Скажите, предусмотрены ли для многодетных семей скидки при покупке билетов?

— Летом нет. Скидки семье, имеющей детей до 16 лет, предусмотрены с 1 октября по 30 апреля, причем и одному, и двоим родителям по 10 процентов с каждого билета. Дети до 5 лет по территории Беларуси могут проезжать по бесплатному билету, с 5 до 10 — оплачивается третья часть. С 10 до 16 лет дети едут по полному билету, каждому ребенку при этом также положена 10-процентная скидка.

Корр.: А если билеты приобретают по коллективной заявке?

— Учащимся (группе от 6 человек и более) предоставляется скидка 10 процентов. При проезде по СНГ группы пассажиров, которые следуют на конференции, экскурсии, другие мероприятия, тоже имеют право на скидки. Их размер зависит от количества отъезжающих и расстояния. Например, группа до 25 человек, путь следования которой до 2 тысяч километров, получит скидку 10 процентов, если группа больше — 15, а если едут очень далеко, то положена скидка 20 процентов.

— Я собрался в отпуск, билеты есть, но, возможно, поездка отменится. В какие сроки можно сдать билеты без потерь?

— Если остается менее 6 часов до или прошло не более 3 часов после отправления поезда, теряете полную стоимость плацкарты. Если до отправления от суток до 6 часов — половину, более суток — не теряете ничего. Но если после отправления поезда прошло более трех часов, никакой компенсации ни за плацкарту, ни за билет не положено. Утерянные билеты мы не восстанавливаем и деньги за них не выплачиваем.

— Меня зовут Александр. В прошлом году мы с женой за 45 суток до отправления поезда взяли билеты в плацкартный вагон. Когда заняли свои места в поезде, оказалось, что это боковые полки. А пассажирке рядом с нами, которая взяла билет за сутки до отправления поезда, досталось удобное место. Как же так?

— Могу предположить, что пассажирка, скорее всего, выкупила билет, не востребованный по брони либо сданный кем-то в последний момент. Кассир придержать билеты для кого-то не может, потому что берет места из свободной продажи системы «Экспресс-3».

Корр.: Есть места более комфортные, есть менее — верхние, боковые полки или возле туалета… Почему они стоят одинаково?

— Согласен, это не совсем справедливо. Курсирует литовский поезд № 6 Вильнюс — Москва, в котором стоимость мест на нижних и верхних полках разная. У нас пока нет разграничения, но мы приветствуем опыт коллег, изучаем его, и, думаю, в ближайшее время такое новшество появится и у нас.

— Здравствуйте, это Татьяна Николаевна. Ежегодно езжу отдыхать в Одессу с ребенком в плацкартном вагоне поездом Минск — Одесса. Кондиционеров нет, напитки у проводника теплые. Может, в этом году что-то изменилось к лучшему?

— На нашем балансе сейчас свыше 600 вагонов, большая часть из них приобретены давно, когда система кондиционирования воздуха еще не была предусмотрена. Сегодня и плацкартные, и купейные, и СВ-вагоны, оборудованные кондиционерами и холодильными установками, курсируют на Симферополь, Евпаторию, Одессу. Остальные меняем в соответствии с планом, но не так быстро, как хотелось бы. Вагон, оборудованный по последнему слову техники, стоит около 2 миллиардов рублей. Пассажирские перевозки убыточны, а Белорусская железная дорога дотаций от государства не получает и убытки покрывает за счет грузовых перевозок.

— Меня зовут Галина Васильевна. Слышала, что в некоторых поездах появились мужские и женские вагоны…

— Это не вагоны, а купе в наших фирменных поездах Минск — Москва, Гродно-Москва и Минск — Санкт-Петербург. При продаже места распределяются автоматически. Купила женщина один билет в купе — три остальных тоже становятся женскими. Так же и с мужскими. Если в дамском купе остается три свободных места, а пришел мужчина, то билет в это купе ему не продадут. Мы проводили анкетирование. Большинство женщин высказали пожелание ехать отдельно от сильного пола. Есть и приверженцы мужских купе. Эта новинка оправдала себя и в ближайшее время получит распространение на других направлениях.

Корр.: На Минском железнодорожном вокзале создается зона особой комфортности. На каком этапе сейчас ее обустройство?

— Рабочее название проекта «Клуб СВ». Войти туда можно будет за небольшую плату. Но если пассажир приехал или уезжает в вагоне СВ — бесплатно. Администратор сразу предложит весь спектр услуг, а заботы пассажира возьмет на себя обслуживающий персонал: забронирует билеты и гостиничные номера, закажет такси, носильщика, билеты в театр, кино, на концерты, экскурсии… Основной зал этого сервис-центра предназначен для комфортного ожидания и досуга посетителей: уютная, мягкая мебель, биокамин, бар, полузакрытые кабинки для отдыха, музыкальный уголок, скоростной Интернет и даже искусственный водопад. Точную дату открытия «Клуба СВ» пока не назову, по нашим планам — в самое ближайшее время.