Мы и дети

Не хочу учиться

Ребенок с радостью ходит в школу, легко справляется с домашним заданием, искренне интересуется учебой — мечта всех родителей! Но если в первый класс детишки идут охотно, то уже через пару лет желание учиться у многих пропадает. Почему? Ответы корреспондент «МК» искала у родителей

Ожидания — разочарования

Наталья Борисевич, мама троих детей, вспоминает, как ее первенец первоклассник Степа после осенних каникул отказался идти на уроки. Наталья обратилась за помощью к психологу.

Специалист разъяснила: не оправдались ожидания малыша, связанные с жизнью в школе, представлявшейся ему неким ежедневным праздником.

Дома я поинтересовалась у дочери, без пяти минут первоклашки, почему она хочет идти в школу? В ответ услышала: там не будут днем заставлять спать, появятся новые друзья. Пришлось мягко объяснить чаду, что школьная жизнь — это прежде всего труд, как и у взрослых людей. И, увы, не всегда интересный и приятный.

Когда третий сын Натальи Борисевич пошел в школу, многодетная мама наставляла менее опытных подруг:

— Не нужно делать слишком большие ставки на школьные успехи. Жизнь показывает: завышенные ожидания приводят к разочарованиям. И в результате тот, кого переоценивают, тяжело переживает испытание реальностью. А еще никогда не шантажирую детей будущим. Нет смысла говорить моему 9-летнему Андрею о пос-туплении в университет или пугать безработицей. Для него это слишком далекая перспектива. Моя цель — помочь детям стать само-стоятельными. А как этого достичь? Через удовольствие. Ребенок, работаю-щий с удовольствием, видит смысл в деле.

Ищите фишки

На школьном базаре разговорилась с папой двоих детей. Мужчина уверен: пробудить у учеников интерес к своему предмету — задача каждого учителя.

— Конечно, легче изложить материал по учебнику. Но тогда не стоит удивляться тому, что дети не хотят учиться, — развивал мысль родитель. — В музыкальной школе, где занимается мой девятилетний сын, учительница по сольфеджио  к каждому занятию придумывает фишки: рисует наглядный материал, подает тему в форме игры, даже разработала систему поощрения отличившихся на уроке… Да и в общеобразовательной школе повезло с педагогами.

А вот первой учительницей младшей дочери отец недоволен: никакой фантазии и творческого подхода к делу.

— Да вы посмотрите, какой объем материала в школе! А какой сложный уровень! — неожиданно подключилась к разговору продавщица. — Я давно перестала помогать дочери-гимназистке с домашними заданиями. Стыдно признаться: открываю учебники и ничего не понимаю. Хорошо, она отличница, сама справляется. Но не все такие. У детей из-за трудностей восприятия информации возникает ее отторжение, и как следствие — потеря интереса.

Поговорили и о том, что на успехах школьника и желании учиться отражаются конфликты с конкретным учителем или однокашниками. Одна десяти-классница прогуливала уроки физики. Когда мама ее в этом уличила, свою нелюбовь к предмету объяснила тем, что педагог ни разу не обратилась к ней по имени. Отношение к физике, которая давалась девочке с трудом, кардинально изменилось, когда учительница перестала вызывать ее к доске по фамилии.

Не каторга!

У подростков пропадает интерес к знаниям, потому что нет прямой зависимости между уровнем образования и уровнем жизни, убеждена моя давняя приятельница. Это постоянно твердит и ее четырнадцатилетняя дочь.

— У нее с подругами только и разговоров по мобильному, что об удачном замужестве. Я возмущаюсь, а дочь спокойно отвечает: зачем сушить мозги, если можно и без образования неплохо устроиться, — пожаловалась женщина. — Еще и меня постоянно подначивает, мол, чего ты добилась в жизни с двумя высшими?

Помолчав, добавила:

— И самое неприятное, что в душе я с ней согласна. Если бы не репетиторство, не прожили бы вдвоем на зарплату учителя. А тут еще встретила бывшую одноклассницу-двоечницу. После школы она не смогла никуда поступить. Окончила курсы парикмахеров, открыла свое дело. Теперь прилично зарабатывает, купила квартиру, водит машину, отдыхает только за границей…

Могу понять приятельницу. Не секрет, что вузовский диплом не гарантирует обеспеченной жизни. Тема заработной платы педагогов, воспитателей садиков, врачей, библиотекарей стала притчей во языцех. Вместе с тем убеждена: возможностей реализовать себя у человека с хорошим образованием гораздо больше, чем у неуча. Образование для многих — это стартовая площадка для больших дел.

Пообщавшись с родителями и проанализировав полученную информацию, сделала вывод: с первого дня учебы дочери буду стараться помочь ей увидеть, каким необыкновенным и удивительным может быть мир знаний. Здесь важно не допустить ошибки многих взрослых: не реализовав свои мечты, они ждут от ребенка их воплощения в жизнь. И при этом не задумываются, есть ли у него способности и желание это сделать. Поэтому порой школа для детей превращается в каторгу. Чтобы этого не случилось, не стоит зацикливаться на результатах по отдельным предметам и ставить перед ребенком неразрешимые задачи. Лучше подумать, чем помочь чаду, чтобы у него сохранился или вновь появился интерес к знаниям.