Фрунзенский район

Люблю дачу, цветы. И гимназию

Есть в самом большом районе столицы гимназия со счастливым номером 13. С момента постройки и по сегодняшний день ее возглавляет Ольга Робертовна Черноусова

Накануне традиционного августовского педсовета с бессменным руководителем учебного заведения встретился корреспондент «МК».

Строго говоря, слово «встретился» в данном случае не совсем подходит. Поначалу Ольга Робертовна заявила, что она категорически против беседы.

— Про меня уже не раз писали, в том числе и в вашей газете. Ничего нового я добавить не могу, — сказала строгий директор. Впрочем, аудиенция все же состоялась.

…Когда-то в далеком уже 1972 году Ольга Робертовна, выпускница иняза (ныне Минский государственный лингвистический университет), начала работать во Фрунзенском районе по распределению. А в 1983 году ей предложили стать директором новой, еще даже не построенной школы № 158.

С нуля вместе со строителями «возводила» «директор котлована» не просто здание, а школу своей мечты. Надо — ругалась, надо — помогала, чем могла. Не скучная типовая школа получилась — дворец. Она и сейчас, спустя годы, производит впечатление: просторная, ухоженная, светлая.

Под стать ей подобрался и педагогический коллектив. Точнее, был выращен с заботой и любовью.

— Меня всегда влекла наука, хотелось вернуться к теории языка, которой занималась еще в вузе, — рассказывает Ольга Робертовна. — Но пришлось заняться повышением качества работы преподавателей. Для кандидатской выбрала тему «Индивидуальный подход в совершенствовании педагогического мастерства учителя». Материалы для нее черпала из повседневной практики, а теорию старалась применять в работе. Казалось бы, все сложилось, школа на хорошем счету, ее директор тоже. Дополнительный вес придает кандидатская степень. Работай себе спокойно, пожинай лавры. Но Черноусовой спокойная жизнь не в радость. Она начала задумываться о том, кем станут ее выпускники, кого готовит школа.

— Среднее образование должно быть гибким, — излагает свое видение современного учебного заведения директор. — Сегодня нужны, например, люди с углубленными знаниями в сфере информатики — мы тут же должны реагировать. Иначе как выпускникам гимназии поступать потом в вузы на новые специальности в этой области? В свое время повысился спрос на экономистов — и наши педагоги внесли изменения в программу по математике. Востребованы люди со знанием языков — открываются соответствующие факультативы. Наша цель — отойти от прямого преподавания, когда учитель стоит у доски с мелом и объясняет, закрепляет, проверяет степень усвоения и ставит отметки. Мы стараемся создать ситуацию, когда ученик исследует проблему вместе с учителем и приходит к собственным выводам.

Разумеется, все это не самодеятельность, а результат тесного взаимодействия с Комитетом по образованию Мингорисполкома и районным управлением образования. Новаторский поиск привел Ольгу Робертовну и ее коллег к необходимости дифференцировать процесс обучения, отделить начальное образование от среднего. По мнению Черноусовой, это позволяет проводить конкурсный отбор для продолжения обучения в среде учащихся примерно одного уровня развития. Да и старшие дети, перед которыми стоят более серьезные задачи и чьи нагрузки значительнее, смогут спокойнее и продуктивнее заниматься отдельно от шумных малышей. А кто не хочет или не тянет — может оставаться в обычной школе.

Так во Фрунзенском районе в 2000 году появилась гимназия. Сначала — под прежним номером. А после аттестации бывшей 158-й присвоили номер… 13.

— Но я ничуть не расстроилась, — улыбается Ольга Робертовна. — Нельзя сказать, что я совсем не суеверная, но с самого начала «неправильный» номер начал приносить гимназии удачу. В первый же год наша преподаватель, проработавшая в коллективе 13 лет, стала учителем года. Все выпускники поступили в вузы. Дальше — больше. Что ни конкурс, наша «тринадцатая» в числе победителей. В коллективе даже байки про этот номер начали слагать…

*- А вам не надоела такая работа? Никогда не появлялось желание подыскать место поспокойнее?

— Нет, не надоела. Всегда работаю с увлечением, и мне интересно. Порой возникает мысль: «А не пора ли остановиться?», — но ничего из этого не получается. Дети, коллеги, интересные люди, коллектив тянут меня, как магнит. У нас же постоянно происходит что-то интересное, новое. Очень хорошие связи с немецкими коллегами из Бонна. Посылали преподавателей гимназии в Москву, в институт новых знаний, в Петербург — за передовым опытом. В этом году наша учительница химии и десять ребят прошли обучение в Минском городском институте развития образования на базе мультимедийной лаборатории, оснащенной самым передовым компьютерным оборудованием. По оценкам детей, владение подобной техникой значительно расширяет возможности обучения и усвоения новых знаний. Ну как я все это брошу?

*- У вас есть прозвище?

— Я сама не раз интересовалась этим. Но пока безрезультатно. Наверное, нет. Или я чего-то не знаю.

*- Есть ли любимчики среди учеников, преподавателей?

— Не называя имен, есть. Мои любимчики — из числа креативных ребят. То же самое могу сказать и о преподавателях. Но свои предпочтения пытаюсь не афишировать.

*- Если кого-то из преподавателей пригласят на перспективную должность, отдадите без боли в сердце?

— Что делать, это жизнь. Трое наших учителей ушли работать директорами школ. Я рада за них. А двое моих заместителей отказались от директорских кресел. Я тоже рада.

*- Говорят, педагогам нередко не хватает сил и времени на собственных детей…

— Бывает. Быть родителем — особый талант. Когда мой сын был в подростковом возрасте, я, к сожалению, что-то упустила. Но сейчас, повзрослев, он многое оценивает по-другому, да и я стараюсь сгладить ошибки. И у нас сложились очень теплые, доверительные отношения.

*- Ждете 1 сентября?

— Всегда. Так хочется снова собраться всем вместе, чтобы учителя и ученики вошли в гимназию и дружно сказали: «Ах! Как здорово». К новому учебному году мы всегда готовим подарки. Это может быть новая учительская или актовый зал, переоборудованный в стиле «конференц-рум». В этом году таким сюрпризом станет прекрасное кафе.

*- Что любите помимо работы?

— Люблю разговоры по душам. Еще — когда мои идеи сначала обсудят, а потом поддержат. Люблю дачу, цветы. И свою гимназию.