Персоны

Михаил Сенюк: «1 сентября жду всегда»

Этим летом на 40-й Международной олимпиаде по физике в Загребе двое выпускников гимназии № 29 Минска Андрей Клишин и Юрий Харитонович завоевали золотую и бронзовую медали соответственно. А всего ученики этой гимназии (прежде СШ № 51) привезли на родину с международных олимпиад 18 наград. За таким очевидным успехом конкретные учителя. Один из них – преподаватель физики, кандидат физико-математических наук Михаил Александрович Сенюк

*- Михаил Александрович, вы 32 года проработали на физфаке БГУ, 14 лет преподаете в гимназии. Где вам интереснее работать?

– В гимназии. Когда в связи с болезнью я встал перед выбором – либо физфак, либо гимназия, я отдал предпочтение гимназии. Уровень преподавания здесь выше. Ребята сами по себе сильнее, и у них есть желание работать, двигаться вперед. При подготовке к республиканской олимпиаде у наших ребят было по 9 факультативов в неделю. Они все время увлечены, участвуя в турнирах, олимпиадах, конкурсах. А на физфаке этой соревновательности крайне мало. Проходной балл в этом году там 108 – очень низкий результат.

Моя мечта в каждом районе Минска создать центр, где бы собирались талантливые педагоги и увлеченные физикой дети. Тогда отечественная физическая школа не утратит свои сильные позиции.

*- От многих преподавателей сегодня слышишь о том, что в школе талантливые неординарные люди не приживаются…

– У нас особая ситуация. Чтобы создать такие традиции, как в нашей гимназии, в этом должна быть заинтересована администрация учебного заведения. Именно она обеспечивает дух школ и гимназий, создает ту обстановку, при которой учителям хочется работать на результат. А преподаватель в свою очередь старается заразить этим духом учеников. Не было бы у нас такого директора, как Виктор Васильевич Пшиков, не было и побед наших воспитанников. Далеко не каждый руководитель будет терпеть педагога, имеющего и отстаивающего свое мнение. Во многих школах те, кто высовывается, действительно подавляются. Поэтому там нет и результатов. Удобные и покладистые сотрудники как правило ничего не создают и не добиваются. Чтобы школьная система работала, там обязательно должны быть увлеченные учителя, которые хотели бы и могли работать. Учитель должен гореть. И такие горящие педагоги, мне кажется, постепенно в школах (а преимущественно в гимназиях) появляются. Конечно, талантливые люди пока не торопятся в школу во многом из-за низкой оплаты труда. Но к нам ведь приходят (пусть и по совместительству) самые лучшие! Наши выпускники – абсолютный чемпион мира по физике, а сейчас аспирант академии наук Саша Михалычев, победитель международной олимпиады и турнира, преподаватель физфака БГУ Татьяна Буренкова – помогают готовить нынешних учеников. И когда говорят: «Какая зарплата, такое и отношение к работе», я в это не верю. Дай безразличным педагогам зарплату в 5 раз больше, отношение к работе не изменится.

*– Вы работаете с одаренными детьми. Но ведь есть и средние, и слабые ученики, есть те, кому просто не дается физика. Каково отношение к ним с вашей стороны?

– Лично я не знаю, что такое талантливый ребенок. Критериев, тестов на талантливость нет. Мы набрали в прошлом году самый обычный класс. И постепенно удалось многих ребят заинтересовать, и они в итоге показали очень высокие результаты. Есть примеры того, как отнюдь не самые сильные ученики, приходя(???) к нам в гимназию, становились призерами международных олимпиад. Обычные дети, впитывая особый микроклимат нашей гимназии, сами становятся другими. Почему ребенок серый? Потому что ему не интересно! Насильно научить никого невозможно – с детьми надо работать, их нужно увлечь. Хотя я согласен и с тем, что физика – сложный предмет и не всем нужно ее изучать в одинаковом объеме. Возможно, для гуманитариев нужно разработать свой курс по физике.

Читайте также:  Понять и простить?

*– Многие учителя видят свое назначение только в том, чтобы преподать основы своего предмета, при этом совершенно не пытаясь влиять на мировоззрение, взгляды учащихся, поскольку сами переживают некую растерянность в смысле ценностных ориентаций. Как вы считаете, должна ли школа заниматься воспитанием и чему, помимо учебных дисциплин, должна научить ребенка?

– Я всегда повторяю ребятам: «Мы вас не только физике учим. Мы учим вас думать». Со временем те, кто не связал жизнь с физикой, забывают практически все, что изучали в школе. Но умение искать выход, решение у человека остается! И эта способность самостоятельно думать и действовать очень выручает людей в сложных жизненных обстоятельствах.

Что касается воспитания, то, на мой взгляд, воспитывает не школа, а учитель. Причем не словами, а собственным примером. И конечно формирует сама жизнь, те реалии, которые окружают нас. А они таковы, что самыми важными сегодня стали, увы, деньги, обогащение. К счастью, у большинства ребят есть заинтересованность в получении образования. Если сравнить с 90-ми годами прошлого века, многие дети считали учебу чем-то маловажным и ненужным. Помню, на автостоянке пацаны мыли машины и хвастались, что за несколько дней получают столько же, сколько я, учитель, за месяц.

*– Что в системе образования вас, Михаил Александрович, огорчает больше всего?

– Очень сильно сказался на уровне знаний учеников переход с 12-летней на 11-летнюю систему образования. Изучить за год то, что рассчитано на два, без потерь для качества знаний невозможно. Но постепенно ситуация выправляется. Еще одна боль – учебники. Многие из них требуют доработки и совершенствования.

*– Помимо супруги Людмилы Васильевны, которая преподает математику, в гимназии № 29 работает и сын Сергей. Как и вы, он физик. Наверное, это непросто, столько педагогов на одну семью и в одной гимназии!

– Непросто. Но так случилось в силу целого ряда обстоятельств, и я надеюсь, что интересам дела это не мешает. У Сергея хорошие задатки педагога-физика…

*– Михаил Александрович, знаю, что вы пишите сказки. Ваши сборники «Сказки короля», «Сказки оранжевого заката», «Сказки белых снегов», «Сказки голубых ветров» дарятся в качестве призов победителям предметных олимпиад. Что подвигло вас к литературному творчеству?

– 15 лет назад поспорил со студентами, что смогу написать сказки о любви, о дружбе, доброте ничуть не хуже Андерсена. Взялся и настолько увлекся, что уже без этого творчества себя не представляю. В сказках излагаю свои взгляды на то, каким бы хотел видеть мир и человеческие отношения. Конечно, это идеальный мир, где торжествует благородство, верность, любовь к родине. Иногда мне кажется, что в истории логичен грустный, трагический финал, но цензор в лице дочери Тани в этих случаях заставляет переписать сказку и завершить ее хэппи-эндом.

*– С каким чувством вы ждете 1 сентября?

– Наконец-то! Вхожу в класс, вижу учеников и испытываю ни с чем не сравнимое чувство счастья. Начинается новый учебный год…