Образование

На разных языках

Сегодня в школе предмет под номером один иностранный язык

Разговор об этом шел на городской педагогической конференции в Минском государственном лингвистическом университете. В зале более 700 столичных учителей иностранных языков, а также педагоги из разных регионов республики. На встречу пришли представители власти, руководители учреждений образования.

Заместитель министра образования Беларуси Казимир Фарино, в частности, отметил, что обучение иностранному языку в соответствии с новыми требованиями — задача государственной важности. В 2012-2013 учебном году запланирован выпускной устный экзамен по этому предмету. В сентябре (хотя первоначально планировали в январе будущего года) в общеобразовательной школе вводится дополнительный час на его изучение. В итоге в течение недели в обычной школе будет три урока иностранного языка, в гимназии — пять. Во время занятий класс делится на три группы, каждая не более 10 человек. Главным на уроке становится не чтение и письмо, а участие в живом диалоге, умение говорить и понимать. С новыми технологиями обучения, методическими разработками педагог может познакомиться на курсах повышения квалификации в лингвистическом университете, городском институте развития образования. В помощь учителю электронные средства обучения. И не только зарубежные. К 1 сентября постарались отечественные производители.

По словам заместителя председателя Комитета по образованию Мингорисполкома Татьяны Злобиной, нововведение в школе потребует от города дополнительных бюджетных расходов — примерно 1,8 миллиарда рублей до конца 2010-го. Затраты большие, а готовы ли столичные школы к образовательной реформе? В Минске создано 11 ресурсных центров по иностранным языкам. Все чаще уроки ведут носители языков — немцы, французы, китайцы… Для юных лингвистов проводятся профильные смены на базе городского оздоровительного лагеря «Лидер» с участием преподавателей школы иностранных языков Streamline. Победители городской олимпиады по немецкому языку во время летних каникул бесплатно обучаются в школе Берлина (Fridlander-Schule).

Как правило, призеры республиканских олимпиад — воспитанники учителей английского языка Светланы Запрудской, Нины Матюш (гимназии № 1, 12). В преподавании испанского преуспела Людмила Кожемякина (школа № 114).

Читайте также:  Расцвели сады

Ректор Минского государственного лингвистического университета Наталья Баранова отметила, как важно снять языковой барьер в экономическом, научном, культурном партнерстве с зарубежными государствами. А потому еще за школьной скамьей нужно научить молодых людей основам иноязычного общения. Сотрудники вуза провели социологическое исследование. В столичных школах, гимназиях, лицеях 87,4 процента учащихся изучают английский язык. Еще 7 процентов — немецкий, 4 процента — французский, 1,6 процента — испанский. Больше 300 юных минчан постигают иероглифы Поднебесной. Помочь минским учителям в том, чтобы их воспитанники свободно говорили на избранном языке, готовы преподаватели лингвистического университета. С этой целью в вузе открывается консультационный пункт. Чем это вызвано? Сегодня учителю иностранного языка нужно работать в режиме коммуникативном (разговорном). Но, как показал опрос, не все педагоги знают, как этого добиться, как обучать в новых условиях грамматике, чтению. Если эти требования не будет четко понимать учитель, то велика вероятность повторения ошибок конца 1990-х. Тогда тоже увеличили время на изучение иностранного языка в школе, но учитель на уроке не был ориентирован на устный диалог, не использовал новые технологии обучения. Как будет организован экзамен? Наталья Баранова уточнила: поскольку это проверка подготовленности к иноязычному общению, главное требование — понимать иностранную речь и говорить на избранном языке.

Педсоветы прошли и в других вузах столицы. В Белгосуниверситет пригласили математиков, в педуниверситет — заместителей директоров по воспитательной работе, сообщила начальник центра координации методической работы городского института развития образования Ирина Шульгина.

В столичных школах, гимназиях, лицеях почти 2.200 учителей преподают английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки. Сейчас главное требование урока — привить учащимся навыки разговорной речи. Первыми устный экзамен по иностранному языку будут сдавать выпускники 2012-2013 учебного года.