Городское хозяйство

Связанные одной целью

Для корреспондентов отдела городского хозяйства последние 10 лет промчались со скоростью вращения диска на электросчетчике расточительного квартиросъемщика. Чего-чего, а трудностей с поиском тем для статей, в том числе проблемных, никогда не было. Наоборот, зачастую не хватало времени, чтобы успеть за калейдоскопом событий, проследить, как воплощаются в жизнь те или иные проекты, какой отклик находят они у горожан. Публикации служили мостиком между коммунальными организациями и потребителями их услуг, а то и дискуссионной площадкой

Погода в доме

Столичное ЖКХ. Эта сфера была и остается одной из самых сложных, однако за время, прошедшее между выпуском первого и двухтысячного номеров «Минского курьера», в ней произошли кардинальные изменения к лучшему. Вспомним хотя бы прежние ЖЭС с постоянными очередями к бухгалтеру или паспортисту. Они преобразованы в жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ), которые занимаются непосредственно обслуживанием жилищного фонда, а всю бумажную работу ведут созданные на их базе расчетно-справочные центры (РСЦ).

Особого внимания заслуживают различные городские программы, реализованные за последнее десятилетие. Некоторые из них успешно действуют и по сей день.

За доказательствами не нужно далеко ходить. Посмотрите на наши дворы. Термин «комплексное благоустройство» когда-то резал слух, а вот результат радует глаз: расширены проезды, созданы дополнительные парковочные места, оборудованы детские площадки, вымощены плиткой тротуары, грамотно выполнено озеленение. На контейнерных площадках появились емкости для раздельного сбора коммунальных отходов – уже более 8.000. И главное, они не пустуют.

О том, как выглядели в конце прошлого столетия подъезды жилых домов, и вспоминать не хочется. Пивная, уборная и ночлежка в одном, как говорится, флаконе. Программа «Закрытый подъезд» закрыла и существующие проблемы. Металлические двери с запорными устройствами не только служат преградой для нежелательных гостей и злоумышленников, но и способствуют сохранению тепла на лестничных клетках. Из более чем 22 тысяч подъездов лишь 2-3 процента, в основном в старых малоэтажных зданиях, пока остаются без замка.

Чуть позже, в 2001 году, принято решение Мингорисполкома, согласно которому жилищно-эксплуатационным организациям рекомендовано привлекать жильцов к долевому участию в финансировании ремонта своих подъездов. Приживалась новая инициатива с трудом, но перелом в пользу здравого смысла произошел. Ведь не секрет, что нередко подъезды приводят в неприглядное состояние сами жильцы или их гости. Сейчас около 40 процентов от заложенной в смете суммы на ремонт оплачивают жители. У них появился стимул поддерживать чистоту и порядок в подъездах, воплощать собственные идеи по их оформлению. Журналисты «МК» периодически рассказывают о наиболее удачных примерах такого творчества.

На счетчике

А теперь переместимся в квартиры минчан. Почти все они (за исключением 2,5 процента от общего числа) оснащены индивидуальными приборами учета расхода воды. Масштабная кампания по их установке проведена также в последнее десятилетие, а вовлеченные в процесс коммунальщики и горожане стали постоянными героями публикаций газеты. Конечно, без разногласий не обошлось, но сегодня никто не оспорит тот факт, что экономить воду выгодно всем.

И не только воду. В квартирах появились счетчики газа и энергосберегающие лампочки, в ходе капремонта для сохранения тепла в домах стали устанавливать стеклопакеты и утеплять стены. У минчан появилась реальная возможность уменьшить расходы на коммунальные услуги.

Другая сторона медали – неплательщики. В последнее десятилетие жилищные службы всерьез взялись за эту категорию минчан. Чтобы напомнить недобросовестным потребителям коммунальных услуг о необходимости своевременно вносить квартплату, должникам стали рассылать счета-квитанции зеленого и красного цвета – в зависимости от срока задолженности. Но это мелочи по сравнению с опробованным в текущем году способом взыскания долгов при помощи устройства, блокирующего в квартире работу канализации. Эффект превзошел все ожидания. Вполне возможно, что скоро общая сумма задолженности, которая сейчас составляет 5,5 миллиарда рублей, станет значительно меньше.

Каждому по труду

Многое изменилось в работе и других коммунальных предприятий. Согласитесь, состояние дорог улучшилось. И не только из-за возросших объемов капитального ремонта, но и благодаря применению эффективных инновационных технологий, например ресайклирования и ремиксирования. Ведется реконструкция магистралей с расширением проезжей части и устройством многоярусных развязок. Под землей готовят к открытию новые станции метрополитена.

А зеленые строители? Их усилиями город стал еще краше. Посмотрите, какими стали, к примеру, парк Горького, бульвары на улицах Комсомольской и Ленина, скверы возле площади Победы. У озеленителей свои секреты и новые наработки, например засевание газонов устойчивыми травяными смесями. Все активнее включаются в работы по озеленению и цветочному оформлению различные организации и учреждения, а проведение итогового смотра-конкурса их работ с участием первых лиц столицы стало традиционным.

Год за годом, этап за этапом проводилась трудоемкая работа по очистке русла главной водной артерии Минска — Свислочи.
Строители, теплоэнергетики, работники транспорта… Все они плодотворно потрудились на ниве городского хозяйства. Их дела и победы нашли отражение на страницах «Минского курьера».