Круглый стол в агентстве «Минск-Новости»

Классный классный

Школьный класс — это в первую очередь коллектив. И, как всякий коллектив, не может существовать без руководителя. Классного руководителя. Каким должен быть современный классный, как он выстраивает отношения с детьми, родителями? Ответ на эти вопросы корреспонденты «Минского курьера» и учителя столичных школ искали совместно в дискуссии за круглым столом

 Участники круглого стола:

Галина Федоровна Балашова — начальник отдела идеологической и воспитательной работы комитета по образованию Мингорисполкома

Алла Георгиевна Верина — классный руководитель 7 «А» СОШ № 41

Инна Казимировна Пархимович — классный руководитель 9 «В» гимназии № 18   

Елена Ивановна Шинкарева — классный руководитель спортивного шестого класса (22 мальчика хоккеиста) СОШ № 44

Татьяна Вячеславовна Степанова — классный руководитель 8 «Б»класса СОШ № 24

— Каждый ли учитель может быть назначен классным руководителем?

Галина Балашова: Классный руководитель – это главный человек для ребят, он моделирует систему воспитательной работы в классе. И особенно важна его роль в начальной школе и в 5-м классе. Всем педагогам предлагается классное руководство. Есть примеры, когда классными являются учителя физической культуры и здоровья. Все зависит от личности педагога, и не важно, какой предмет он преподает. Главное, чтобы он нашел подход к детям. Редко, но бывают случаи, когда родители и ребята просят оставить классным первую учительницу. Она так и ведет их до 11-го. Только психологи и социальные педагоги не имеют права быть классными руководителями по условиям оплаты труда.

 

Я поведу тебя в музей

— Как подсказывает собственный родительский опыт, существует некий список обязательных для посещения музеев и театров. Как он составляется?

Галина Балашова: Перед началом учебного года Комитет по образованию Мингорисполкома вместе с музеями, театрами составляют план сотрудничества, в котором содержатся рекомендации по времени и формам работы с тем или иным музеем, театром. Скажем, чтобы не получилось, что все школы города пришли в музей истории Великой Отечественной войны 23 февраля. Школы вправе выбрать и другое время, но, согласитесь, такая четкость для них хороша: классные руководители видят, что они могут предложить ученикам и родителям в течение всего учебного года. Неплохо это и для контроля со стороны администрации — какой жизнью живет классный коллектив, действительно ли дети пользуются всем тем воспитательным потенциалом, который есть в городе? Даже с одним и тем же музеем могут быть разные формы сотрудничества — начиная с обзорных экскурсий, заканчивая углубленным освещением одной какой-то темы на интерактивном музейном уроке. Существует работа в форме вечернего либо воскресного музея. Есть еще такая услуга, как День музея в школе, «музей в чемодане».

— О каких музеях мы ведем речь?

Галина Балашова: В первую очередь о ведущих государственных музеях: национальных историческом и художественном, музее природы и экологии, истории Великой Отечественной войны.

— Каждый класс должен посетить хотя бы один из этих музеев?

Галина Балашова: Окончательное решение за школой. Некоторые музеи выведены в так называемое свободное посещение. Вот, допустим, в Ленинском районе есть галерея известного художника Леонида Щемелева. Школы выбирают самостоятельно формат сотрудничества. Также мы рекомендуем посещение театра юного зрителя и театра кукол. Много лет столичные школы сотрудничают с драмтеатром имени Янки Купалы, который в этом году предложил акцию «Первый в первом» — то есть первоклассники в первом театре страны. Популярна ежегодная акция «Каникулы в Купаловском»: весной здесь ждут на спектакли детей. Кинотеатр «Пионер» уже стал настоящей молодежной площадкой города и каждый год на две трети обновляет предлагаемые целевые кинопрограммы.

Особое внимание уделяем библиотекам города, в первую очередь Национальной библиотеке Республики буларусь

— Это большая проблема для классного руководителя — отвести детей в музей или театр?

Алла Верина: Если только транспортная.

Галина Балашова: Детей нужно мотивировать и позвать за собой.

Татьяна Степанова: Мы не стремимся во что бы то ни стало отвести в музей весь класс — идут те, кому интересна данная тема. Если ребенок спортсмен, то он с удовольствием посетит музей физической культуры и спорта. Увлекается историей — обязательно пойдет в Национальный исторический. Всегда ребята с большим интересом идут в музей истории Великой Отечественной войны. Причем сегодня мы можем осмотреть один зал, а через полгода другой. Разные темы экскурсий, и дети довольны. Всегда есть 15-20 человек, которые в любой классный культпоход идут не из-под палки, а с удовольствием. Действительно, если проблема есть, то лишь транспортная. А если музей выезжает к нам в школу, то это стопроцентная посещаемость. В Лошице пока еще наблюдается культурный вакуум. Поэтому дети хотят выйти в город. При этом ненавязчиво отрабатывается культура поведения в транспорте, общественных местах. Дети обучаются и социализируются.

О чем принято молчать

— За классное руководство предусмотрены доплаты? И сколько?

Алла Верина: Примерно 60 тысяч в месяц – это 4-5 часов в неделю за организационно-воспитательную работу.

Галина Балашова: В столице ежегодно Мингорсовет принимает решение о доплате учителям. Сейчас она составляет три базовые величины ежемесячно, а если учитель является и классным руководителем, то доплата равняется четырем базовым величинам.

— Иными словами, доплата из городского бюджета плюс 60 тысяч. А в гимназиях эта сумма больше?

Инна Пархимович: Нет. Все строго тарифицировано.

Школа, отцы и дети

— С папами и мамами, наверное, классному не всегда просто. И у нас, родителей, часто возникает вопрос: надо чаще ходить в школу или достаточно являться лишь на собрания? Возникают сомнения: не ходишь — скажут, совсем на ребенка наплевать; а звонишь, проявляешь активность — боишься надоесть. Что надо делать?

Елена Шинкарева: Все должно быть в меру. Однако я полагаю, родители должны постоянно интересоваться школьными делами детей. И предлагать помощь.

— Какую помощь?

Елена Шинкарева: Например, родители работают на каком-то интересном предприятии и могли бы пригласить школьников туда на экскурсию. 

Читайте также:  Вперед, молодая гвардия!

Татьяна Степанова: Чтобы найти контакт с папами и мамами, надо уважительно относиться к детям. И тогда родители сами пойдут навстречу, предложат любую помощь. Вплоть до того, чтобы и в музей ребят сводить, и в поездки отправиться. К примеру, у нас 2-3 родителя обязательно сопровождают детей в поездках.

— Алла Георгиевна, а вы каких родителей больше любите, которые часто заглядывают в школу или смирно сидят по домам?

Алла Верина: Родителей не выбирают. Они есть. И с каждым из них нужно найти общий язык. Потому что они доверяют тебе самое дорогое — ребенка. В любом случае к какому-то консенсусу приходим. Вообще у меня папы и мамы уникальные. Летом школа переезжала — нас закрыли на капитальный ремонт и переселили в новостройку. Наши родители звонили каждый день и спрашивали: «Какая нужна помощь, что помыть, перевезти, убрать?» Они предлагают свои идеи и меня в эти дела вовлекают. Они люди с очень активной жизненной позицией. Решили, например, посмотреть линию Сталина, и даже автобус не пришлось заказывать — рассадили всех детей в личные автомобили и поехали. Получили массу удовольствия.

Галина Балашова: Такие поездки сплачивают классный коллектив?

Алла Верина: Очень сплачивают. Заметила, что у меня родители между собой общаются, дети гостят друг у друга. Узнала, что летом они ездили в деревню друг к другу на дачу.

— Бывают ли случаи, когда родители просят сменить классного руководителя?

Галина Балашова: Бывают, но редко. Здесь, не вдаваясь в подробности, можно сказать: не правы и родители, и педагог. Ни одна из сторон не захотела сесть за стол переговоров и пойти на уступки. Руководство, конечно, принимает сторону учеников, потому что и детям не сладко, когда начинается так называемая тихая война. В любой ситуации педагогическая этика должна стоять на первом плане.

— Давайте разберем житейскую ситуацию. У ребенка нашей коллеги нет взаимопонимания с учителем математики. Без вмешательства родителей, похоже, не обойтись. Подскажите, как лучше поступить: пойти напрямую к учителю математики, классной, директору?  

Инна Пархимович: Есть законы этики, когда мы решаем проблемы ступенчато: от малого к большему. Я имею в виду, что надо двигаться от учителя к директору, если будет такая необходимость. Вообще мне было бы очень неприятно узнать от директора о конфликте учителя-предметника с каким-то ребенком. На месте родителя я бы попыталась поговорить с предметником. Если с классным установились хорошие отношения, то можно и через классного.

Галина Балашова: Классный подскажет. Он даже может без родителя решить проблемы с предметником. Это все настолько индивидуально, но в этом и есть высший пилотаж классного руководства: зная особенности микроклимата внутри педагогического и ученического коллектива, выбрать правильную позицию для родителя.

— Классный руководитель может помочь ребенку исправить нежелательную оценку по какому-то предмету, если это случайный прокол?

Татьяна Степанова: Конечно. Классный всегда радеет и отслеживает успехи и неудачи учеников. Уровень успеваемости класса — один из критериев оценки работы классного руководителя.

Галина Балашова: Он видит отметки в журнале и может отследить момент, когда при каком-то наборе оценок последняя может стать решающей. Надо делать выбор в пользу ребенка. У того может оказаться единственная оценка за гранью желаемого. К примеру, он был на выездных соревнованиях, а за последнюю контрольную низкий балл. Классный руководитель может попросить учителя-предметника индивидуально поработать со школьником, есть стимулирующая оплата часов, либо дать возможность исправить оценку на уроке.

Алла Верина: Нужно учитывать, что годовые отметки с восьмого класса влияют на балл аттестата. То есть надо смотреть немножко вперед. Бывают случаи, когда ребята в последних классах поднажимают, и дневник полон девяток и десяток. А оценка двухгодичной давности портит хороший аттестат.

— Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился хорошо. Вроде и классный руководитель хочет того же. Но нередко между этими стремящимися к одной цели сторонами нет взаимопонимания. Почему?

Галина Балашова: Мне кажется, классному приходится труднее, когда внутри семьи нет единства в отношении воспитания ребенка. Папа говорит одно, мама другое. А бывает и три позиции, если подключаются бабушки и дедушки

— Наверное, за последние годы не столь непререкаемым, как раньше, стал и авторитет учителя? Сейчас родители с меньшим уважением относятся к педагогу?

Инна Пархимович: Родители, представители более молодого поколения, ведут себя иногда несколько своеобразно. Я бы не назвала это неуважительным отношением, просто другие люди. И ощущение своей значимости, возможностей иногда выставляют напоказ при решении каких-то проблем. Я не сталкивалась с явной невоспитанностью. Это, наверное, вопрос везения. Очень важно, когда родитель готов и умеет слушать учителя. И услышать в том числе и то, что не всегда хочется.

Галина Балашова: Если родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок был развит интеллектуально и воспитан, то он услышит.

Алла Верина: Главное, чтобы родители изначально не приходили в школу с негативом.

Инна Пархимович: И это опять-таки вопросы к работе классного руководителя. Даже после такого не самого приятного мероприятия, как совет профилактики, когда проводится беседа с детьми, нарушающими дисциплину, зачастую родители, которые присутствуют на этом серьезном разговоре, уходят уже с другим пониманием и другим видением проблемы. Значительная роль в этом принадлежит классному руководителю, его умению убедить или показать, что может быть и по-другому.

Галина Балашова: Несмотря на то что есть в школе и психологи, и социальные педагоги, роль классного руководителя чрезвычайно велика. Его работа многогранна, многовекторна, она не имеет часовых рамок.