Гордость столицы - династии

Семейная история с географией

Педагогический стаж династии Кулицких больше 130 лет. В семье сложился девиз: «Школа — не просто работа, это образ жизни»

В интерьере времени

Учитель географии и допризывной подготовки средней школы № 209 Геннадий Кулицкий бережно листает семейный альбом, где собрана вся история династии:

— У меня даже сохранился план уроков 1951 года, написанный на белорусском языке аккуратным почерком моего отца Мечеслава Михайловича Кулицкого. Он преподавал географию в Стреличевской средней школе Хойникского района Гомельской области. Его очень любили ученики и уважали родители…

Пожелтевшие снимки середины прошлого века сменяют современные цветные фотографии. На них Геннадий Мечеславович в окружении ребят из школьного патриотического клуба. А вот он что-то активно обсуждает с супругой Людмилой Николаевной, учительницей французского и немецкого языков…

— Мы с женой оба с Гомельщины, — рассказывает Кулицкий. — Правда, познакомились, будучи уже молодыми специалистами. Я после геофака БГУ, она — выпускница иняза. Попали по распределению в школу в Хойники…

В 1992-м семья переехала из Чернобыльской зоны в Минск. Новый учебный год обоим предстояло встретить в достраивавшейся тогда 209-й школе Московского района. Кулицкие приняли активное участие в последнем этапе ее возведения. Сюда же в третий класс пошла их дочь Оля.

— Кажется, совсем недавно наша девочка после уроков прибегала ко мне на занятия и тихонечко на последней парте делала домашнее задание. А сегодня уже сама преподает здесь английский язык, — улыбается Людмила Николаевна.

Учителем? Никогда!

— Родители, можно сказать, жили в школе. А я была рядом с ними, — подключилась к разговору дочь Ольга Дрожджа. — Мне нравилось присутствовать на маминых уроках, наблюдать, как она преподает. Теперь ловлю себя на том, что многое переняла у нее — стиль преподавания, манеру общения с детьми… Хотя в детстве на вопросы о будущей профессии уверенно отвечала: «Учителем точно не буду». А в 9-м классе увлеклась иностранными языками. Поступила в Минский государственный лингвистический университет. И уже на 4-м курсе стала совмещать учебу с работой в родной школе. Преподаю уже шесть лет.

Не могу удержаться от провокационного вопроса:

— Не думали, что в качестве переводчика где-нибудь на фирме вы бы зарабатывали гораздо больше?

— Думала, — признается собеседница. — А потом на примере некоторых однокурсников поняла, что мне было бы скучно в офисе заниматься бумажной работой. Не спорю, материальная сторона играет не последнюю роль. Но ведь важно еще от работы получать удовольствие, видеть результат своего труда. И сегодня все это у меня есть.

Золотое правило

— Профессия учителя, как ни какая другая, богата яркими событиями и впечатлениями, — уверена Людмила Кулицкая. — Надо только следовать золотому правилу педагога: «Соединяй методику с чутким отношением к ученикам». В нашей школе была девочка с нарушениями опорно-двигательного аппарата Оля Кончиц. Как хорошую ученицу ее посылали на районные олимпиады, причем получалось, что по нескольким предметам в один день. Приходилось выбирать. И она отдавала предпочтение французскому языку. Мне, ее учительнице, было приятно. Теперь она — выпускница лингвистического университета. Учатся в этом вузе и некоторые другие мои воспитанники. Они звонят, заходят в школу в гости, мы беседуем по душам. И когда бывшие ученики благодарят за то, что ты для них сделала, чувствуешь себя абсолютно счастливым человеком.

Тему самых ярких моментов профессиональной деятельности продолжила дочь Ольга.

— Значимым событием в моей жизни стало участие в районном конкурсе молодых учителей. Я только пришла в школу и преподавала английский в 1-м классе. А тут мне предстояла презентация в 10-м. Причем на подготовку урока в другой школе в незнакомом классе — всего сутки. Как я волновалась! Родители тоже за меня переживали, но виду не показывали. Все время подбадривали. Утром маме пришлось просто силой выпроводить меня за дверь. И знаете, все получилось. Члены комиссии поздравили, сказали, что я смогла расшевелить класс. И никто не верил, что у меня не было опыта работы средней школе.

Одна победа на всех

Родители не скрывают, что очень гордятся дочерью. На урок английского к Ольге Геннадьевне ученики приходят с удовольствием, а после звонка не спешат убегать из класса. В чем секрет? Молодая учительница признается: старается сделать занятия непроходными. Это не так сложно, когда перед глазами пример родителей.

— Взять хотя бы папу, — рассказывает Ольга. — Он возглавил школьный клуб военно-патриотического направления «Патриот» и сумел по-настоящему увлечь ребят. На переменках девчонки и мальчишки часто прохода ему не дают: делятся идеями, забрасывают многочисленными вопросами. В клубе у детей появилась еще одна возможность раскрыться, проявить свои таланты. Они даже стихи сочиняют, песни поют…

— Справедливости ради нужно заметить: когда к работе клуба подключилась жена, результаты заметно улучшились, — подхватил Геннадий Мечеславович. — На протяжении десяти лет мы первенствуем на районных и городских соревнованиях по патриотическому воспитанию молодежи.

— Если готовимся к очередному состязанию, присоединяется даже наш младший сын Андрей, хотя профессионально он не связан со школой, — смеется Людмила Николаевна. — А все потому, что победа одного — это победа всей нашей семьи. И если что-то не получается у одного из нас, на помощь приходят остальные.

Без юмора никуда

— Как правило, дети учителям дают клички. Правда, у моего отца не было. И, насколько я знаю, у меня тоже нет. Если не считать, что за глаза называют «Географом», — рассказывает Геннадий Кулицкий. — Да и жену могут назвать между собой разве что «Француженка» или «Иностранка». Наверно, это хорошо, что за столько лет преподавания не снискали себе негативной славы. А вот наш зять, в прошлом ученик Людмилы Николаевны, недавно признался, что в школе побаивался ее. Знаете, жена хоть и маленькая, да удаленькая — дисциплину держать умеет. Без этого нельзя. Панибратские отношения между педагогом и учениками не допустимы. Правда, это не значит, что мы не можем пошутить во время урока. Без юмора никуда. А я так и вовсе самый большой шутник: моя дочь родилась 1 апреля.

Учитель в классе, как и артист на сцене, не имеет права на плохое настроение, уверены Кулицкие. На урок нужно приходить с улыбкой и позитивным настроением.

— Родители, можно сказать, жили в школе. А я была рядом с ними. Мне нравилось присутствовать на маминых уроках. Теперь ловлю себя на том, что многое переняла у нее — стиль преподавания, манеру общения с детьми…