Октябрьский район

От Кузнечной Слободы до Лошицы

Где в Минске была улица Кузнечная? Откуда пошло название улицы Козыревской? Кто построил Белую Дачу? Мы продолжаем рассказ об истории Октябрьского района. Материалы для него собрали ученики и педагоги школы № 30, что расположена в квартале улиц Чкалова и Аэродромной. Их исследовательская работа может стать основой учебного пособия для факультатива «Районоведение»

На перекрестке дорог

В XVIII-XIX веках на Койдановском тракте, что вел к городку Койданово (ныне Дзержинск), было немало корчм. Здесь могли остановиться на ночь приезжающие и выезжающие из Минска купцы и крестьяне. У востребованного тракта непременно возникали, как и сейчас, объекты придорожного сервиса. Около одной из корчм вблизи Минска возникла Кузнечная Слобода, где путники могли отремонтировать телеги, подковать лошадей. В первой половине XX века даже одна из улиц бывшей Слободы все еще носила название Кузнечная (сегодня улица Воронянского). А сама корчма располагалась на месте современной площадь Дворца культуры железнодорожников.

На берегах реки Лошицы когда-то существовало несколько деревень с одноименным названием. В описях границ земель, принадлежавших городу Менску, в 1557 году упоминается Лошица Одинцовская, или Сухая Лошица, при Слуцком тракте, позднее она стала называться Лошицей Великой. А затем упоминается Лошица Скиндоровская, или Лошица Малая, располагавшаяся у Койдановского тракта. Их соединяла дорога, шедшая вдоль реки до деревни Сухарево (там, где ныне одноименный жилой район) и пересекавшая оба тракта. Вероятно, поэтому дорога стала называться Крестовой. Между двумя Лошицами располагался, как упоминалось в 1557 году, Медвежий Лог, а это указывало на то, что в этой лощине или овраге когда-то водились медведи. А на Крестовой дороге — за Лошицей Скиндоровской — находился фольварок Брилевичи (сегодня это район вблизи железнодорожного остановочного пункта Курасовщина на Брестском направлении). Первые названия Лошицы получили от фамилий первых владельцев имений — князя Одинцова (Одинца) и помещика Скиндоровского. Но поместья часто переходили к другим хозяевам и меняли название. Так, в 1557 году Лошицу Одинцовскую приобрел князь Петр Горский. А в 1582-м у помещика Достоевского вторую Лошицу перекупил помещик Ян Кураш. Еще раньше — в 1569-м — он приобрел Лошицу Скиндоровского, которая стала называться Курашевщизной. В XVIII веке это название трансформировалось в Курасовщину. В сосновом лесу за Курасовщиной позднее возникли еще два хутора — Михалово и Юзефово (в районе улицы Ландера и площади Казинца).

Деревни и фольварки в XVIII-XVI веках были небольшими и по размеру, и по числу жителей. Но в XIX столетии население их стало увеличиваться. Так, в 1917-м в Лошице было уже 54 двора и 517 жителей. Рядом с деревней находилось имение помещика Неморшанского, где проживали 67 жителей и была открыта корчма. А в 1920-х годах в деревне, называвшейся уже Лошицей Неморшанской, построили кирпичный завод, на котором трудились 88 рабочих, и открыта сельская школа.

Читайте также:  Памяти героя

В деревне Курасовщина в 1917-м насчитывались 11 дворов и 48 человек. Рядом с деревней находилась Белая Дача — загородный дом, возведенный во второй половине XIX века начальником Либаво-Роменской железной дороги Н.Е. Ададуровым. Вокруг дачи начало образовываться небольшое поселение — Застенок Ададурова, в котором в начале XX столетий проживали 70 человек.

Привокзальный район

В 1870 году по окраине Минска прошла линия первой — Московско-Варшавской — железной дороги. Ее строительство, а так же возведение Брестского вокзала, депо и мастерских послужило толчком к заселению прилегающих территорий работниками железной дороги. Были проложены новые улицы, соединяющие Брестский вокзал с центральной частью Минска. Вдоль них начали обустраиваться горожане, и привокзальный район постепенно стал неотъемлемой частью города.

После сооружения в 1873-м второй — Либаво-Роменской — железной дороги и открытия Виленского вокзала начал заселяться горожанами новый привокзальный район. Поселок железнодорожников — Козырево — был основан в стороне от вокзала — у пересечения с железной дорогой сегодняшней улицы Аэродромной (в районе станции Минск-Южный). Название он получил от фамилии управляющего железной дорогой Козырева в благодарность за то, что он стал инициатором его постройки и открытия здесь школы для детей железнодорожников.

Еще один поселок — Колония — возник в конце XIX века на месте пересечения этой же железной дороги и реки Лошицы (сегодня севернее остановочного пункта Лошица). А на месте нынешней улицы Осиповичской в 30-е годы XX столетия основали поселок Труд. Тогда же на Койдановском тракте, там, где сейчас авиаремонтный завод, были земли одного из первых пригородных совхозов — «Красного транспортника». Славился он тем, что на его территории находился плодово-ягодный завод, для которого в хозяйстве выращивали много сортов ягод. Кроме этого, в «Красном транспортнике» занимались огородничеством и разведением крупного рогатого скота.

Сегодня все эти хутора, фольварки, деревни и поселки стали частью города. Напоминают о них названия улиц (Добромысленский переулок, Козыревская), жилых районов (Курасовщина, Брилевичи) и сквера (Сеножаны). Возможно, в будущем и другим улицам вернут прежние названия — Койдановский тракт, Кузнечная — или же назовут их в память существовавших когда-то на этом месте населенных пунктов: Уборки, Юзефово, Колония, Труд.

Неподалеку от места, где сейчас расположен Дворец культуры железнодорожников, в XVIII-XIX веках располагалась Кузнечная Слобода. Еще в 20-х годах прошлого столетия нынешняя улица Воронянского звалась Кузнечной.

В 30-х годах XIX века у Койдановского тракта, там, где сегодня авиаремонтный завод, были земли одного из первых пригородных совхозов — «Красного транспортника». Славился он тем, что на его территории находился плодово-ягодный завод.