День с «Курьером»

Фрак шьется с изнанки

Имея правительственные награды, звание «Руководитель года», Николай Милошевский не скрывает, что стать «Минчанином года» ему почетно и приятно

— Если вспомнить 65 лет истории «Треста № 15 «Спецстрой», — говорит управляющий, — то неофициальными минчанами года, универсальными городскими мастерами наши работники были всегда. В сорок пятом, к примеру, делали самую важную для Минска работу — разбирали руины. Потом восстанавливали улицы, мосты, дороги. Первую послевоенную прачечную, торговые ряды на рынках, коллектор на Немиге создавал наш трест, хотя 70 процентов рабочих в нем тогда были женщины.

Затем были площади и монументы на них, трамвайные пути, троллейбусные линии, детская железная дорога, теплотрассы, водозаборы, артезианские скважины, взлетно-посадочная полоса минского аэропорта…

С каждым годом трест становился все более мужским, и объекты доставались соответственные: коллекторы, теплотрассы, инженерные коммуникации новостроек. Первые работы по возведению в Минске метро (до организации «Минскметростроя») были произведены пятнадцатым трестом. И это кроме оснащения коммуникациями предприятий, строительства очистных сооружений, благоустройства новых микрорайонов, реконструкции старых, укладки тротуарной плитки, оформления парков, бульваров, спортивных объектов.

Как фрак шьется с изнанки, так и город начинается с невидимых сетей жизнеобеспечения, а уже на их основе возводится наружная красота. Карты подземных коммуникаций столицы более сложные, чем схемы улиц, переулков, кварталов. Водопровод, тепломагистрали, канализация, электричество, линии связи подведены к каждому дому и подъезду, на разных уровнях, по отдельным схемам. Трест не только прокладывает их, но и в случае ремонта, нового строительства осторожно, без ущерба для потребителей переносит.

Николай Викторович пришел в трест студентом вечернего отделения прославленного тогдашнего политехнического института. Надо признать, у молодого инженера учителя были отменные: прораб Витольд Гинтовт — Герой Советского Союза, танкист, именем которого названа улица в Уручье; машинист бульдозера Герой Социалистического Труда Семен Мисунов; управляющий трестом Виктор Мицкевич — впоследствии почетный гражданин Минска. У них он учился работать в любых условиях, иногда, как поется в песне, «на честном слове и на одном крыле». Но к моменту назначения Милошевского управляющим практически не стало и этого одного крыла — изношенность техники составляла 99 процентов.

Руководство города проявило понимание, были получены кредиты на новое оборудование. Родной политех, ныне БНТУ, помог кадрами. Ими в большей степени укомплектованы специализированные управления № 73 и 173 по строительству коллекторных тоннелей. Впервые в Беларуси на глубине 20 метров под землей сложный комплекс, словно большой крот, ведут проходку 24 часа в сутки без праздников и выходных, прокладывая до двух с половиной километров тоннеля в год без открытых раскопок грунта. Вертикальные шахты строят специалисты по горной проходке и бывшие шахтеры Донбасса.

Управляющего не смущало, что офис треста расположен на шумном первом этаже старого здания, что в кабинетах нет особой роскоши. Зато более чем у двух тысяч работников приличная зарплата, функционируют общежития, производство оснащается новейшей техникой, и молодые инженеры, обслуживающие ее, проходят стажировку, как правило, у зарубежных производителей. Мало того, на каждую крупную европейскую профильную выставку приказом управляющего снаряжается автобус, и специалисты в обязательном порядке отбывают знакомиться с новинками. Таковой была недавняя поездка в Мюнхен. А сам Николай Викторович в преддверии возведения эстакадных многоуровневых ажурных развязок на улицах Маяковского и Аранской хоть на один день выбирается к владельцам подобных сооружений. Набраться опыта, определить подводные камни и неожиданные засады, чтобы потом без сучка-задоринки, во всяком случае видимых со стороны, поразить минчан взметнувшимися ввысь спиралями шоссе. Как поражены и горды они площадью Независимости и бульваром на улице Ленина, фонтанной роскошью перед Оперным театром, благоустройством спортивных Силичей, «Минск-Ареной», кольцевой автодорогой и многими объектами — символами столицы, вписанными в биографию ОАО «Трест № 15 «Спецстрой» и его управляющего Николая Викторовича Милошевского.