Далекое-близкое

Последний символ империи

Это был последний шедевр советского военно­промышленного комплекса. В 1989 году со стапелей Балтийского судостроительного завода сошел атомный ракетный крейсер третьего поколения «Петр Великий». Самый большой в мире авианесущий боевой корабль

Можно ли спрятать многометровое судно в открытом океане или сделать невидимой огромную атомную подводную лодку? Оказалось, вполне.

Этот корабль сразу же привлек внимание иностранных военных специалистов. Ведь он принципиально новый, и его аналогов в мире не существует, более того, он даже не похож ни на один боевой корабль. «Петр Великий» стал первым судном, построенным по технологии стелс — его очень сложно засечь радарами. Разработкой уникального проекта занимался Центральный научно­исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова.

Начальник лаборатории института Николай Петраков так определил принцип создания морского судна нового типа: «Корабль с низкосидящим корпусом и заваленными бортами. Делается это для того, чтобы ликвидировать прямоугольные углы между кораблем и морем, поскольку они являются самыми заметными элементами корабля».

Конечный вариант «Пет­ра Великого» сильно отличается от задуманного. Но основная идея конструкторов сохранена. Это отсутствие прямых углов. Все детали «Петра Великого» имеют наклон к морской глади минимум 10 градусов. Это позволяет отражать большую часть радиолокационных лучей не обратно на антенну радара противника, а в любую другую сторону. Корабельные надстройки уникальны — они выполнены в форме пирамиды, и потому наименее заметны для радаров. И самое революционное решение — ракетное вооружение скрыто под палубой.

Существенными отражателями на кораб­ле являются различные системы вооружения, расположенные на палубе по принципу встроенного шкафа.

Но «Петр Великий» — это не полная копия корабля­невидимки. Поэтому судно оснащено дополнительными устройствами. Такими как специальная радиопоглощающая накидка­ворса. Она похожа на черную ткань. Только внутри ее особые микропровода, которые прекрасно поглощают волны локатора. Этими накидками накрывают артиллерийские установки на корабле.

Но и это не все. «Петр Великий» покрыт особой коррозийной краской. Ее разработка была самой секретной работой советских ученых. Данное покрытие имеет достаточно сложную структуру, в которой используются полупроводящие пленки, располагающиеся в определенной последовательности. В слое краски находятся специальные рассеивающие элементы.

Невзрачная серая краска служит защитой от радаров противника. Впрочем, состав покрытия оказался очень удачен. Корабль эксплуатируется более двух десятков лет, и за эти годы не было ни одной рекламации.

По большому счету «Петра Великого» обнаружить можно. Но на небольшом расстоянии. Для любой противокорабельной ракеты, наводящейся компьютером, он кажется менее привлекательной целью, нежели специальные противоракетные ловушки. Их крейсер выбрасывает в море в качестве обманных мишеней.

Читайте также:  Мы к вам заехали на час

Технология стелс для надводных кораб­лей ставит во главу угла защиту судна по трем направлениям: вторичному радиолокационному, тепловому и лазерному.

Кораблестроители активно работают над системой защиты подводных лодок. Ноу­хау — невзрачные черные пластины со сложной структурой на основе резины. Такие пластины делают подводные лодки незаметными для радаров неприятеля. Структура покрытия очень сложная, наполнена воздухом и состоит из материалов с разным коэффициентом поглощения, с различными физичес­кими и химическими свойствами. Сформировать все это крайне сложная задача.

Сегодня гидролокаторы работают по принципу солнечного луча и зеркала. То есть луч радара попадает на предмет, отражается от него и возвращается к приемнику. Цель гидроакустического покрытия — не позволить сигналу вернуться. Сигнал должен быть «съеден». Сочетание полостей воздуха и особого состава резины поглощает луч гид­ролокатора. Подводная лодка становится невидимой.

Это открытие не ново. Первыми гидро­акустическое покрытие под названием «Альберих» применили немцы еще во время Второй мировой войны. Технологии стелс появились задолго до того, как были названы таковыми.

За этими технологиями будущее. Масштабные морские баталии уходят в прошлое. Огромные корабли со всем вооружением становятся беззащитными перед высокоточным оружием. Ведь одной ракеты класса «Москит» достаточно, чтобы потопить тяжелый крейсер.

«Ну а нам­то что? — спросит читатель. — Была большая страна, и все это было интересно. А теперь как?»

Начнем с того, что инерция подобных научных разработок касается многих отраслей народного хозяйства. Осколки военно­промышленного комплекса заметны и применимы также в мирной жизни. На прошлой неделе со стапелей Балтийского завода сошел океанский фрегат «Адмирал Горшков». Россияне уверяют, что в плане еще десять кораблей адмиральской серии.

Хотелось бы верить, что имперское величие наши соседи будут доказывать в будущем не в информационных войнах, а в технике и экономике, в новых разработках.

Кстати, в БНТУ есть кораблестроительная специальность. Ежегодно проводится набор студентов. Как и чему там учат, где используются специалисты, мы расскажем в одном из наших номеров. Читайте нас. Не забудьте подписаться на «Минский курьер» или покупать свежие номера нашей газеты в киосках «Белсоюзпечати» и «Белпочты».