Эврика

Лягушки-пешеходы, спускайтесь в переходы

Белорусские лягушки учатся соблюдать правила дорожного движения

Звучит, как анекдот. Но ученые уверяют, что есть способ заставить земноводных, или амфибий, — например, лягушек, жаб, тритонов — следовать им. Первый подземный переход, сооруженный специально для этой компании, появился в Березинском биосферном заповеднике на 122-м километре трассы М3 (Минск — Витебск). Это пять труб диаметром 80 сантиметров. Их проложили под дорогой во время ее реконструкции, не нарушая покрытия. Второй подобный переход есть на участке автодороги Р-83 на территории Национального парка «Беловежская пуща» вблизи деревни Каменюки.

— Какой смысл в этих переходах? Лягушке ведь не объяснишь правила дорожного движения, — интересуюсь у старшего научного сотрудника сектора мониторинга и кадастра животного мира Научно­практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Руслана Новицкого.

— Зато земноводных можно направить. Ведь конструкция представляет собой систему труб, между которыми специальная заградительная стенка, чтобы земноводные не могли выйти на дорогу. У них не остается выбора, кроме как воспользоваться переходом. Наш сектор ведет научный мониторинг участка дороги в Березинском заповеднике. До появления переходов за неделю в период весенней миграции гибли около 1,5 тысячи (!) земноводных. После — всего около пяти особей.

— Не проще просто натянуть вдоль дорог сетку?

— Это не решит проблемы. Земноводные откладывают икру только в родном водоеме. Это закон природы. Туда каждый год возвращаются, когда наступает период размножения. И вот приходит человек, который решает: здесь будет дорога. Прокладывает магистраль, разрывая миграционный путь. Предположим, оградили дорогу сеткой. И как животному попасть домой?

Практики и скептики могут возразить: мол, тут люди каждый день на дорогах гибнут, а мы про квакушек беспокоимся. Но ученым есть что возразить на такие реплики. В экосистеме все взаимосвязано: лягушка — пища для некоторых птиц (аист, цапля), млекопитающих (горностай, ласка). А сами земноводные поедают бесчисленное множество насекомых. С исчезновением любого из видов цепочка нарушается. Другой важный момент — следование общемировым тенденциям. В Европе экология и природоохранная деятельность давно на главных ролях.

Читайте также:  Одной левой

— Вы наверняка знаете, что идет строительство трассы М5 (Минск — Гомель). Дорожники учли результаты исследований биологов и запроектировали специальный переход на месте миграционных коридоров земноводных, — говорит Руслан Викторович.

— Конструкция типовая — восемь труб диаметром 80 сантиметров, расположенных на расстоянии 30 метров друг от друга. Между трубами — специальная заградительная стенка, — пояснил главный инженер проектов ГП «Белгипродор» Николай Кречетников.

Также будут созданы мелкие искусственные водоемы, чтобы сохранить краснокнижника — гребенчатого тритона. Они станут альтернативой тем природным, которые будут унич-тожены из-за дорожных работ.

Понятно, подобная экологическая модернизация недешева. Но никто и не предлагает доводить дело до абсурда и строить персональные переходы для каждой амфибии. Ученые уверяют, что речь идет лишь о тех территориях, где это действительно необходимо, — миграционных коридорах животных и особо охраняемых природных зонах.