Дорога к храму

После жизни – жизнь

Умирать страшно? Смотря кому

Сегодня наш ведущий, священник Вадим Скрундь, ведет речь о мучениках за Христа.

Предыдущие беседы о святых в выпусках «МК» за 5 и 19 июня, 10 и 17 июля, 14 и 28 августа, 4 сентября, 2, 16 и 30 октября

За порогом смерти у каждого вечная жизнь, а вот с Богом или без Него — зависит только от нас. Поэтому церковная история дает тысячи примеров, когда люди, не раздумывая, умирали за Христа. Ведь они всегда помнили, что пострадавших ради Господа ждет великая награда на небесах. Этих святых церковь называет мучениками.

По­гречески слово «мартис» означает «свидетель». В Новом Завете оно приобретает значение мученического свидетельства о Христе. Такой человек исповедовал веру в Бога самым радикальным способом — отдавая за Него жизнь. Тем самым мученик подлинно шел за Христом, как бы повторяя крестный подвиг Спасителя. Реально делал выбор, что ему дороже — он сам или Бог.

Самое большое количество мучеников дали первые четыре века нашей эры — период страшных репрессий против христиан. Иудеи смотрели на них как на опасную секту, обвиняли в богохульстве. Первым святым мучеником стал архидиакон Стефан. Когда его побивали камнями — был такой вид казни, в котором нередко участвовали обычные граждане, — Стефан воскликнул: «Господи, не вмени им греха сего!» Такие же слова произнес Христос, молившийся за Своих распинателей: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Интересно, что в начальный период существования Церкви Христовой римские власти не преследовали христиан, никак не отличая их от иудеев.

Но языческий мир не понимал и не принимал новую религию. Верующим приходилось ради безопасности скрываться в катакомбах, уходить за город, устраивать богослужения по ночам. В то время каждый, становясь христианином, с первых дней внутренне готовился к близкой смерти, поскольку казни последователей Христа становились обычным делом.

Причиной ожесточенных гонений была не столько сама религия, сколько тот совершенно непонятный образ жизни и мышления, которого придерживались христиане. Во­первых, настораживали их собрания, куда не допускались посторонние и где совершались какие­то непонятные «тайные вечери». Долгое время жил слух, что христиане убивают младенцев и причащаются их кровью. Во­вторых, эти люди категорически не участвовали в языческом культе, бывшем в Римской империи официальной государственной религией. В определенные дни года полагалось приносить жертвы идолам, что считалось актом, подтверждавшим верность императору. Но именно это — поклоняться бездушным статуям — отказывались делать христиане.

Римские власти устроили травлю людей новой веры в середине I века — во времена императора Нерона. Им инкриминировали поджог Рима. Репрессии начались в Вечном городе и продолжались три года. Жертвами стали тысячи христиан. На потеху толпе их отдавали в цирках на съедение диким зверям, заживо сжигали, распинали на крестах.

Во II столетии гонения приобрели идеологический характер. Если человек признавал себя членом Христианской Церкви, то подлежал смертной казни как враг империи. С III века преследование христиан вменяется в обязанность госчиновникам. Целью было уже не столько физическое уничтожение, сколько отречение христиан от веры. Применялись самые изощренные пытки, но выдержавшие их не всегда подвергались казни. Особенно жестокие времена наступили при императоре Диоклетиане, когда был издан ряд указов, лишающих христиан всех гражданских прав.

Годы гонений оставили память о великих святых! Нужно назвать Киприана Карфагенского, Сикста Римского, Дионисия Александрийского, которые возглавляли в III веке крупные поместные церкви. В это же время пострадали мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Малолетние дочери были казнены, но не отреклись от Христа.

Почитание мучеников началось в Церкви сразу. Сведения о них записывались и передавались по всем общинам. В дни кончины пострадавших за веру христиане собирались вместе для празднования их памяти.

Но чем больше было мучеников, тем больше появлялось христиан. Видя непреклонность верующих, слушая их пламенные речи, многие загорались любовью к неизвестному Богу.

Благодаря первым мученикам Церковь росла и крепла. Задача этих святых — миссия свидетельства об Истине — была выполнена. Они заставили людей серьезнее взглянуть на вопросы веры. Собственным примером показали, что в жизни самое важное и зачем вообще нам жизнь дана.