Спорная территория

Операция «Престиж «Лістапада»

Прошедший в столице кинофестиваль «Лiстапад» вызвал неоднозначную реакцию. Одни мероприятие нахваливали, другие нещадно ругали. Кто прав?

Против

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, гласит житейская мудрость. Говоря же простым языком, в любом деле и любой профессии следует ставить перед собой максимальные задачи. И хоть минскому кинофестивалю «Лістапад» генеральский мундир пока может привидеться разве что во сне, первые шаги к его получению организаторы попытались сделать в этом году…

Новая метла

Свою семнадцатую осень «Лістапад» вновь встретил с обновленной фестивальной дирекцией, которая в очередной раз поменяла формат форума. Вернее, вернула его к истокам, когда в 1994 году «Лістапад» учреждался как фестиваль постсоветского кино. Основной конкурс нынче составили картины, снятые в государствах бывшего соцлагеря. Появление некой концепции — факт для форума, безусловно, радостный. А вот частая смена руководства на пользу ему явно не идет. По признанию директора программы игрового кино Игоря Сукманова, для получения аккредитации Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), наблюдатели от которой посетили «Лістапад» в этом году, нужно для начала создать постоянную дирекцию. Причем свою работу она должна начинать не за несколько месяцев, а за год до старта фестиваля! Чтобы лепить конкурсную программу не ценой героических усилий, а спокойно и взвешенно.

НаМУТИли

Несколько странным показался визит в Минск Орнеллы Мути. Приехавшая на «Лістапад» явно не за одно лишь «спасибо» итальянская кинодива только и успела, что засветиться на сцене Дворца Республики, поцеловаться с известными белорусскими актерами и политическими деятелями, молвить несколько приветственных слов и убыть утром следующего дня обратно в Италию. На церемонию открытия Мути опоздала, как следствие — не прошлась по 70-метровой красной ковровой дорожке, которую впервые за 16 лет существования фестиваля разостлали для гостей на Октябрьской площади. Все это наталкивает на один вопрос: а для чего, собственно, приезжала в Беларусь неувядающая Орнелла? Для галочки? То ли дело сербский режиссер Эмир Кустурица. Он­то и мастер-класс для студентов академии искусств провел, и с прессой нашел время пообщаться…

О журналистах замолвите слово

Помнится, основной причиной упразднения пресс­конференций со звездными гостями организаторы называли отсутствие в нашей информационной сфере внушительного круга людей, постоянно и глубоко пишущих о кино. Так-то оно так. Вот только нехватка даже познавательных бесед со светилами кинематографа едва ли поспособствует скорейшему возникновению прослойки маститых кинокритиков. Более того, общение представителей съемочной группы со зрителями до и после показов (подобная мера, судя по всему, была призвана компенсировать отсутствие пресс­конференций) порой заканчивалось открытой конфронтацией. Так, на обсуждении фильма «Счастье мое» режиссера Сергея Лозницу едва не загрызли поборники морали и нравственности из зала. Лозницу обвинили в русофобии, продаже родины за рубеж, любительском уровне постановки, а съемочную группу окрестили, пардон, уродами. Были, разумеется, и восторженные отзывы, но некрасивую ситуацию они не сгладили. Может, белорусские журналис-ты далеко не гуру в кино, но заграничных гостей осыпать оскорблениями уж точно не стали бы.

…Да, всем известен афоризм о плохом солдате, не грезящем стать генералом. Однако немногие знают окончание этой фразы: «Но еще плоше тот, который слишком думает, что с ним будет». Так что главное в операции под названием «Престиж «Лістапада» — не переборщить с демократизацией.

За

Куда ведут мечты о шикарной красной ковровой дорожке?

«Юматов, смотрите! Юматов!» — кричали героини популярной ленты «Моск­ва слезам не верит», когда их кумир шествовал по красной дорожке какого-то фестиваля. Нечто похожее происходило и на минском празднике кино. Кто-то усердно снимал на камеры мобильных телефонов актеров и режиссеров, другие были разочарованы отсутствием настоящих звезд (главными хозяевами дефиле стали отечественные артисты). Критики в основном занимались составлением списка недочетов «Лiстапада», чтобы в очередной раз вынести вердикт: «До Канн нам далеко!»

И можно до хрипоты доказывать, мол, опоздание итальянской актрисы Орнеллы Мути с лихвой извиняет хотя бы то, что ради «Лiстапада» она отложила премьеру долгожданного спектакля. Что об огромном списке мировых знаменитостей организаторы и не заикались, а минская красная дорожка — не единственная промокшая во время церемонии открытия кинофес­тиваля, в нынешнем году такое же несчастье постигло и «Золотой глобус» в США, но никто не посчитал это катастрофой американского масштаба… Все будет напрасно. Мечты белорусов о брате­близнеце Каннского кинофестиваля в Минске временами затмевали реальность.

А в ней все предельно просто: «Лiстапад» — не ровня любому из кинофестивалей класса «А». И рассуждать об этом можно часами, но вряд ли нужно. За этим занятием легко обес-ценить сам факт существования в Минске кинофорума, которым может похвастать далеко не каждая страна. Организовать подобное мероприятие, значит, взять смелость заявить о себе в киноиндустрии, зная, что новоявленный фестиваль будут сравнивать с куда более успешными собратьями. И, конечно, не в пользу первого.

Так у новорожденных кинофорумов появляется соблазн мимикрировать. Недаром у грезящих стать вторыми Каннами или Венецией фестивалей за долгие годы существования так и не появилось изюминки. Здесь «Лiстападу» нужно отдать должное: за 16 лет он не стал второсортной калькой того же «Берлинале». Все это время в Минске прежде всего делают шоу для зрителей, а не создают пышную тусовку кинопроизводителей и дистрибьюторов, которые приезжают присмотреть очередной кассовый фильм. «Лiстапад» приглашает ленты, наделавшие шуму на уже упомянутых фестивалях класса «А», без пяти минут номинантов на «Оскар» и фильмы малоизвестных, но небезынтересных молодых режиссеров именно для нас с вами. Как и в нынешнем году, зовет в гости актеров и режиссеров разной величины и дает шанс получить автограф Эмира Кустурицы или перекинуться парой­тройкой слов с Людмилой Гурченко, Богданом Ступкой, Вахтангом Кикабидзе… Вероятность сделать это вне «Лiстапада» у простого минчанина, согласитесь, почти нулевая. А желание огромное! Ярче всего оно просматривалось в вопросах, что с азартом задавали из зала режиссерам и актерам после просмотра фильмов. Спорили, возражали, соглашались… Создатели кинолент и зрители общались, и в этом сложно было не заметить взаимного удовольствия, как на мастер-классах именитых режиссеров, что в обычные дни не балуют Минск своим присутствием, воодушевление в глазах студентов. Уж кто­кто, а они знают, зачем Беларуси «Лiстапад» даже без почти каннской ковровой дорожки.