Городское хозяйство Туристический курьер

Направо пойдешь…

В одном из номеров «Минский курьер» затронул тему того, как легко туристу заблудиться в нашем городе. Ситуация может измениться с появлением в столице четкой системы ориентирования для пешеходов. Как она может выглядеть?

Из Гродно на улицу Солтыса

Похвастаться наличием такой роскоши, как туристические указатели, в Минске может разве что Верхний город. Подсказок, где находятся банкоматы, пункты обмена валют, WC, катастрофически не хватает. Ориентироваться в городе станет заметно проще, если на улицах появятся путь указующие таблички.

— Производство и установка указателей — лишь технические детали. Главное — разработать четкую иерархическую систему ориентирования, — уверен председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейе­ров на транспорте Юрий Важник.

— И что она из себя представляет?

— Вы на какой улице живете?

— Солтыса.

— Предположим, друзья из Гродно едут на машине к вам в гости. Не повесишь же на трассе указатель, например, «улица Солтыса направо». Нужна четкая система. «Гродно — Минск. Минск — МКАД. МКАД — мик­рорайон Дражня. Микрорайон Дражня — улица Солтыса». Указатели должны сопровождать путешественника на всем пути.

Звучит убедительно. Но как уместить в одну систему интересы всех минчан, а также гостей столицы, не забыв про автомобилистов, велосипедистов? Город утонет в указателях! Или нет? Давайте рассмотрим структуру сис­темы.

Найдем ключевые ориентиры: въезды в город, центр, главные магистрали. Следующее звено — районы.

— Мы включили в систему мик­рорайоны. Ведь названия Шабаны, Слепянка, Кальвария, Комаровка активно употребляются, — уточняет Юрий Петрович. 

Предположим, до нужного района добрались. Теперь ищем улицу и объект, куда путь держим.

— Нельзя же к каждому зданию приставить указатель. Как отграничить информацию, которая обязательно должна быть включена в систему, от дополнительной?

— По значимости объекты ранжированы на три группы. В список обязательных попали, например, названия улиц, площадей. А также транспортные развязки, объекты сервиса (аптеки, туалеты, больницы, отделения милиции), станции метро, вокзалы, парки, скверы, реки, важные туристические объекты. По согласованию с городскими службами предлагаем указывать на прогулочные и велосипедные маршруты, стоянки. А вот, допустим, названия ресторанов, кафе, магазинов, бутиков на табличках и указателях появятся по заказу организаций, если они заплатят за услугу.

Указатель в ответе

Истина, что язык до Киева доведет, работает не всегда. Например, если ты японец и оказался в Минске. Как помочь туристу ориентироваться в нашем городе?

— Достопримечательности сто­лицы условно разделили на 44 туристических места — это те участки Минска, где сконцент-рированы интересные культурные, спортивные, природные объекты, — поясняет Юрий Пет-рович. — На мой взгляд, одна из лучших пешеходных систем в мире в Копенгагене. Там отправная точка — вокзал. От него указатели ведут по пешеходной зоне к знаменитой скульптуре русалочки, которая считается символом города. Попутно можно осмот­реть весь центр датской столицы. В Минске же сложно выделить одну такую линию. Поэтому были определены основные точки. Они увязаны в сеть. Получилось 32 туристических маршрута. Например, «Железнодорожный вокзал — Привокзальная площадь — улица К. Маркса — Александровский сквер — Октябрьская площадь». Конечная точка одного маршрута — начало новых. От Октябрьской один ведет к площади Свободы, другой — к скверу имени Янки Купалы. В каждой конечной точке — информационный пункт с картой и подробной информацией, между ними — указатели этого маршрута и указатели на значимые попутные объекты. Гости столицы смогут сориентироваться в пространстве относительно того места, где они находятся.

Кроме культурной, необходима и более приземленная информация — где найти туалет, банкомат, банк… И здесь интересы иногородних и иностранцев пересекаются с интересами минчан. Но вот гостям вряд ли понадобится искать дорогу в ЖЭС. А вот для столичных жителей эта информация будет не лишней.

— В первую очередь система должна учитывать интересы пешехода-жителя, ведь он налогоплательщик. Как правило, минчане хорошо знают центр города и тот микрорайон, в котором живут. Так вот, даже если вы ни разу не были, например, в Сухарево, система должна помочь чувствовать себя там комфортно, — поясняет Юрий Петрович.

Отдельная категория — пассажиры общественного транспорта, автомобилисты и велосипедисты. Полезная информация для последних не ограничится указателями в сторону велодорожки.

Кому улица Ленина, а кому и Lenina street

Лицо системы — информационная лента, на которой размес-тятся сведения о важнейших сервисах первой необходимости с указанием телефонов экстренных служб, стенды с картами города (с обязательным переводом на английский) и указатели. Названия достопримечательностей на них прописаны на белорусском языке и продублированы латиницей. Имя собственное грамотнее транслитерировать, например Lenina, Svabody, а нарицательное перевести: улица — street, площадь — square.

— Система разработана. Какой следующий шаг?

— Сейчас концепция проходит согласование в Мингор­исполкоме. Если утвердят, необходимо изготовить знаки, стенды. И главное — определиться с оператором, который займется обслуживанием системы. Будет следить, в каком состоянии указатели, где нужно установить новые.