Городское хозяйство Новость дня Час пик

Заячий билет

Пусть общественный транспорт и прибыль – понятия несовместимые, но «Минсктранс» не оставляет надежды уменьшить количество зайцев среди пассажиров. Каким образом?

Какие новшества ожидают столичных пассажиров в ближайшее время? Изменится ли система оплаты и контроля проезда в общественном транспорте? Повысятся ли стоимость талончика и штраф за безбилетный проезд? На эти вопросы ответил заместитель генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Виктор Тозик

— Появятся ли в наших автобусах, троллейбусах и трамваях турникеты наподобие тех, что действуют в Москве? Говорят, таким образом можно добиться почти стопроцентной оплаты проезда.

— Московский опыт в Беларуси решено не применять. Он оказался не столь удачным, как предполагалось. Турникеты очень замедляют процесс посадки и высадки пассажиров. Учитывая пассажиропоток, который складывается в Минске особенно в часы пик, это создаст больше проблем, чем преимуществ. Мы изучаем опыт других коллег из ближнего и дальнего зарубежья, в частности чешскую и рижскую системы продажи проездных билетов и контроля оплаты транспортных услуг. Мингорисполком поручил внедрить новую автоматизированную систему оплаты проезда в городе в течение 2011-2012 годов. Тогда появятся и электронные проездные, о которых в последнее время много говорят.

— Сможет ли ваше предприятие после внедрения этой системы выйти на работу с прибылью?

— Я считаю, что понятия «общественный транспорт» и «прибыль» несовместимы. В любой стране общественный транспорт убыточен. Говоря о новой системе оплаты проезда, мы имеем в виду сокращение госдотаций.

— То и дело в СМИ появляется информация о том, что стоимость талончика снова вырастет, возможно, до 1.000 рублей. Сколько должен платить пассажир, чтобы поездки окупались?

— Примерно в 3 раза больше, чем сейчас, 2.000-2.500 рублей. Но стоимость проезда определяет не транспортное предприятие, а правительство.

— Часто ли минчане норовят проехать бесплатно?

— По некоторым данным, 80 процентов столичных пассажиров платят за проезд регулярно, 7 — от случая к случаю, а 13 процентов не платят почти никогда и считают, что это нормально. Недавно я поинтересовался у коллеги из одной страны дальнего зарубежья, как у них наказывают пассажиров, которые не оплачивают проезд. Переводчик минут десять пытался объяснить ему, о чем я говорю. Тот не мог понять, как это возможно: воспользоваться услугой и не заплатить? Самое сложное у нас — изменить сознание человека, чтобы он понимал: в транспорте должно быть, как в магазине, — без денег товар не купишь.

— Сумма штрафа сегодня, мягко говоря, невелика. Не это ли множит зайцев?

— Месячный проездной на один вид транспорта стоит 27.600. Штраф — 7.000. Суммы не-адекватные: человеку выгоднее заплатить несколько раз штраф, чем купить проездной. Считаю, что сумму штрафа нужно увеличить, причем в несколько раз. Возможно, нужно пойти по пути наших зарубежных коллег, у которых действует накопительная система штрафов: попался один раз — заплати 7.000 рублей, в следующий раз — в 3 раза больше, а потом общественные работы плюс проблемы с выездом за границу.

— На какой стадии находится другой важный проект — внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления наземным транспортом?

— К концу года «Минсктранс» намерен оборудовать навигационными терминалами весь подвижной состав городского наземного общественного транспорта. Благодаря такому техническому прорыву уже в следующем году в столице полноценно заработает вся система. Пока навигационным оборудованием оснащены более 700 автобусов и троллейбусов, на следующей неделе его начнут устанавливать в трамваях. Это позволяет следить за работой транспорта в режиме реального времени диспетчерам Центра управления движением, открывшегося этим летом. В первую очередь это удобно водителю: ему не надо рассчитывать, с какой скоростью ехать от одной остановки до другой, в какое время прибыть на остановочный пункт. На дисплее в кабине водителя высвечивается информация: если автобус идет с опережением графика — плюс, если с отставанием — минус. Но в полной мере эффект от использования навигационной системы можно будет увидеть, когда она станет одним из элементов интеллектуальной транспортной системы Минска и будет объединена с автоматизированной системой управления светофорными объектами. А для общественного транспорта должна быть выделена отдельная полоса. Тогда мы сможем перевозить пассажиров строго по графику, что сегодня является одной из основных целей коммунального транспорта.