Экономический курьер

Пришел час «Х»: куда деваться?

На рынке недвижимости время покупателя: предложение превышает спрос

Такая тенденция наблюдается уже не первый месяц, и ситуация в ближайшие полгода, по мнению экспертов, меняться не будет.

Казалось бы, положение покупателя весьма заманчиво: выбирай себе подходящий вариант среди новостроек (в столице их сейчас более сотни!) и раскошеливайся. Но не все так просто, как кажется.

Количество вакантного жилья на первичном рынке недвижимости (да и на вторичном тоже) растет не потому, что появилось несметное количество продавцов, а потому, что покупателей с реальными деньгами за последние два года стало гораздо меньше, чем, скажем, в 2008-м, когда только на вторичном рынке были реализованы более 10 тысяч столичных квартир.

И вот тут бы продавцам хорошенько призадуматься и начать борьбу за своего клиента. Например, существенно снизить цены по сравнению с конкурентами, позаботиться о более высоком качестве строительных работ, выгодных дополнительных предложениях. Но, к сожалению, многие компании поворачиваться лицом к покупателю не спешат, а если и делают это, то со скрипом, с оглядкой на коллег.

Эрмитаж — шестой этаж

Живой тому пример — история, случившаяся с приятельницей, которая не так давно занималась покупкой однокомнатной квартиры.

— Сначала подыскивала варианты на вторичном рынке, — рассказывает она. — Но потом насмотрелась, какое бывает жилье и сколько за него просят хозяева, и решила пройтись по новостройкам.

Каково же было разочарование, когда она поняла, что ситуация в недавно сданных в эксплуатацию домах не лучше. Посещение одной из квартир в новом спальном микрорайоне запомнилось особо.

За хлипкой дверью из ДСП (в щель внизу мог протиснуться двухмесячный котенок) знакомая увидела стены и пол характерного цементного оттенка. Ни обоев, ни линолеума. Межкомнатных дверей не было, плиты на кухне тоже. Ванна и раковина отсутствовали. За квартиру продавец просил в пересчете на доллары 58 тысяч. Такова была общая цена 46 квадратных мет­ров, окон ПВХ и унитаза. Но больше всего приятельницу возмутила не стоимость жилища, а его оформление: на всех стенах квартиры красовались художественные «фрески», оставленные строителями. Рисунки кисти неизвестного мастера были из серии «детям до 16 не смотреть». Подкрепляла натуралистические панно ненормативная лексика вперемежку с мужскими именами. Видимо, таким способом виртуозы кайла увековечили память о коллегах, а возможно, и о начальстве. 

— Будь я продавцом, в такую квартиру людей точно не повела бы. А представитель фирмы даже бровью не повел, когда демонстрировал мне этот «эрмитаж», — завершила рассказ о злополучной экскурсии знакомая. 

Другие новостройки, которые она увидела, тоже оставили неизгладимый след в душе. Кто-то из риелторов расписывал достоинства зеленой зоны возле дома. Однако при осмотре живописная лесопосадка оказалась диким пустырем, пригодным разве что для выгула собак. А разветвленная инфраструктура, рекламируемая другой компанией, представляла собой обычный магазин в доброй сотне метров от дома.

Чтобы жить — не тужить

Хочется понять позицию фирм, которые столь пренебрежительно относятся к клиен­там — людям со средним дос­татком. Скорее всего, так происходит потому, что прежние успешные в финансовом отношении годы выработали привычку: жилье разметают в момент, поэтому особенно расшаркиваться перед клиентами не стоит.

Но ведь ситуация меняется! Сейчас квартиры в новостройках уже не раскупают на стадии рытья котлована, и многие многоэтажки, возведенные еще несколько лет назад, стоят полупустыми.

Казалось бы, пора серьезно задуматься о качестве и удобстве жилья, уважительном отношении к человеку, который платит кровно заработанные деньги и рассчитывает получить за это товар приемлемого качества. Но пока что приобретение квартиры становится для многих процессом не столько приятным, сколько нервным и обещает новые расходы на ремонт и обустройство, а подчас и на переделку строительных ляпов.

Хочется также понять логику существующего ценообразования. Стоимость жилья упала. Если в 2008 году средняя цена квадратного метра для покупателя-дольщика составляла около 2 тысяч долларов США в эквиваленте, то сейчас она варьируется в пределах 1.300. Можно подобрать вариант в пределах городской черты и за 900 условных единиц. Тем не менее сами продавцы признают, что главным критерием при определении стоимости жилья для них становится предложение конкурентов, и они действуют по принципу «чтоб не меньше, чем у других».

Реалии рыночных отношений пока что остаются за гранью их пристального внимания.