Перекресток

Дан приказ: ему – на зебру

Вечером, когда стемнеет, места на пешеходных переходах в Минске занимают дружинники ГАИ. Каково стоять на зебре в ярко­желтой жилетке, выяснял корреспондент «МК»

Вначале инструктаж

Мое желание подежурить на одном из переходов в Ленинском районе поддержали в отделе ГАИ.

— Приезжайте к 16.30 в управление внутренних дел на улицу Тростенецкую, — порекомендовала старший инспектор Татьяна Красий. — Там пройдете инструктаж, а после отправитесь на один из проблемных переходов, где пешеходы меньше всего защищены от вечно спешащих водителей. А ведь по вине лихачей на зебре нередко получают травмы и гибнут люди.

В назначенный час в комнате для совещаний на инструктаж собрались с десяток дружинников и сотрудники Госавтоинспекции. Получаю экипировку — жилетку, жезл, свисток — и устраиваюсь в кресле рядом с коллегами. Среди них инструктор по безопасности дорожного движения троллейбусного парка № 2 Мечислав Гасюк. Его стаж в добровольной дружине ГАИ 20 лет. За это время многое повидал на дорогах. Приходилось и нарушителей задерживать. Последний такой случай произошел в октяб­ре. На АЗС дружинник обратил внимание на пьяного водителя, который едва стоял на ногах и при этом пытался заправить авто. Мечиславу Карловичу пришлось забрать у мужчины ключи от машины и вызвать инспекторов ГАИ. Не выпускать же такого на дорогу…

— Осенью темнеет раньше, светает позже, — обратился с напутствием заместитель начальника Ленинского РУВД Александр Ольшевский. — Водителям в таких условиях сложно на дороге издалека заметить пешехода, особенно если идет дождь, туман. Поэтому на сложных участках дополнительно выставляем сотрудников милиции и дружинников. Все вы наделены определенными полномочиями, но прежде чем подать сигнал свистком или жезлом, подумайте, правомерны ли ваши действия. И помните: одно ваше присутствие на перекрестке дисциплинирует участников дорожного движения.

— Обращайте внимание на физическое состояние людей, ведь нетрезвый пешеход особенно рискует оказаться под колесами автомобиля, — продолжил начальник отдела ГАИ Ленинского РУВД Юрий Жихарев. — Не оставайтесь безучастными к грубым нарушениям правил, когда по вине водителей создается аварийная обстановка. Сообщайте мне по телефону, если возник конфликт с нарушителем ПДД. На помощь вышлем патрульный экипаж.

— А часто такое случается? — на всякий случай интересуюсь у Жихарева.

— Такие случаи единичны, — успокаивает он. — Некоторые водители относятся к дружинникам свысока, на замечания внештатных сотрудников ГАИ реагируют с раздражением, бывает, нецензурно выражаются в их адрес. Но до рукоприкладства не доходило. Грубиянов — нарушителей ПДД мы вызываем в отдел, составляем административный материал…

С жезлом и свистком

За теорией следует практика. Вместе с дружинниками Павлом Парахонько и Леонидом Соболевским отправляемся следить за порядком на улице Тростенецкой. Там пешеходный переход как раз напротив Минских теп­ловых сетей, где трудятся и Павел, и Леонид.

Членом добровольной дружины может быть не каждый. Дорога в эту организацию закрыта для ранее судимых и психичес-ки нездоровых людей, наркоманов и алкоголиков. Вступить в дружину можно с восемнадцати лет. При этом за кандидатом не должно числиться административных взысканий за последний год. Приветствуется наличие водительских прав.

Вместе с напарниками занимаем места на пешеходном переходе. Движение транспорта здесь не столь интенсивное, как на центральных улицах. Да и пешеходов пока немного. Есть время для знакомства с коллегами по дружине.

— Работаю слесарем по ремонту авто в Минских тепловых сетях, — рассказал Павел Парахонько. — На предприятии предложили вступить в дружину. Согласился. Уже в шестой раз выхожу на дежурство…

Беседу прерывает прохожий, интересуется: чего, мол, стоим?

— Следим за тем, как водители соблюдают ПДД. Для вас же стараемся, — отвечаем гражданину.

Незнакомец, похоже, принимает объяснения и уверенно ступает на проезжую часть.

При виде пешехода (а может, заметив наши ярко­желтые жилетки?) метрах в двадцати тормозят несколько автомобилей. «Молодцы, уважают правила!» — решаю про себя и отправляюсь на другую сторону улицы ко второму дружиннику. Рано радовался. Одну половину проезжей части одолел успешно, а вот на другой едва не попал под колеса — какой­то лихач на скорости проскочил прямо перед носом.

— Вот наглец, — комментирует ситуацию Леонид Соболевский. — Я за рулем 25 лет. За это время ни одной записи в талоне предупреждения не было. А эти шумахеры! Кто их только выпускает на дорогу?

К счастью, подобных случаев в тот вечер больше не случилось. Водители скрипели тормозами, некоторые недовольно морщились, но все же останавливались перед переходом.

Дорожная вахта подошла к концу. В 19 часов мы сдали дежурство штатным сотрудникам автоинспекции. Порядок на дорогах ведь надо обеспечивать не только в час пик.

Утром позвонил в отдел ГАИ Ленинского РУВД. На вопрос, как в целом прошел день, Юрий Жихарев ответил лаконично:

— Серьезных происшествий не случилось. А вот мелкие были. С 17 до 19 часов инспекторы ГАИ привлекли к административной ответственности 12 водителей и трех пешеходов­нарушителей.