Общество

Неужели в самом деле эти туры погорели?

Понежиться под теплым солнцем на берегу моря в разгар зимы… Кто об этом не мечтает? Тем более, столичные турагентства наперебой предлагают горящие путевки, обещая при этом отдых за небольшие деньги в роскошном отеле экзотической страны. Но нередко «сказочная удача» в виде 50-процентной скидки оборачивается испорченным отпуском. «МК» решил выяснить все плюсы и минусы покупки горящего тура

Бывает ли хорошее дешевым?

Минчане Лена и Максим к морю ездили только в Крым дикарями. Но когда год назад за 2 недели в Судаке потратили почти 1.000 долларов, накопленных с большим трудом, а удовольствия от отдыха почти не получили (жили в съемной комнатке, до пляжа приходилось идти полчаса по жаре), Лена не выдержала: все, в Крым больше ни ногой. Минувшей осенью остановили свой выбор на Египте. При этом купили дешевый горящий тур — путевка на двоих в 4-звездочный отель в Хургаде обошлась в 820 долларов.

Супруги заранее просмотрели отзывы в Интернете, фото: вполне приличные номера, собственный пляж. Однако, приехав в Хургаду, узнали: их отель якобы переполнен. Им предложили другой — вроде бы той же категории, но на деле значительно хуже: рядом со стройкой, без собственного пляжа (а до городского больше километра), со старыми номерами и скудным питанием. В общем, ожидания не оправдались. «Лучше бы мы одолжили еще денег и купили нормальные путевки», — говорит сегодня Лена.

Похожими отзывами сейчас пестрят интернет-форумы. А все потому, что многие убеждены: горящие — это те туры, которые сначала были выкуплены, а затем продают по дешевке, поскольку клиенты не смогли отправиться в путешествие.

Цена любого туристического пакета в безвизовую страну складывается из стоимости проживания в отеле, трансфера, авиабилетов и страховки. Три последних слагаемых — величины постоянные, и скидок здесь ждать не приходится. Единственное, что может меняться, — это стоимость проживания в отеле. Когда желающих улететь оказывается меньше, чем мест в самолете, а до отправления остаются считанные дни, туроператор, иногда даже себе в убыток, снижает цену на отель, чтобы закрыть оставшиеся места на воздушном судне. В итоге цены на путевки падают — это и есть горящие туры.

Случается и обратная ситуация, когда количество свободных мест в самолете быстро уменьшается, а до вылета еще достаточно времени — цены на отель возрастают, а вместе с ними  и стоимость путевки. Такое бывает, когда резко увеличивается поток туристов, например в новогодние и рождественские праздники, детские каникулы. А также если отель пользуется стабильной популярностью. В этом случае человек, надеясь купить горящий тур в последний момент, не то что не экономит, а, наоборот, переплачивает. Этот факт подтвердила ситуация, сложившаяся в прошлом месяце с путевками в Египет. Столичные турагентства фиксировали большой всплеск желающих отдохнуть именно в этой стране (слухи о кровожадных акулах до минчан еще не дошли, а цены для этого времени года были приемлемыми). В итоге количество предложений резко уменьшилось, а цены на оставшиеся места в далеко не лучших отелях выросли, порой в 1,5 раза.

Еще одно распространенное заблуждение: горящие — это туры по 200-300 долларов. Оно подогревается рассказами друзей, знакомых, которые съездили в Египет или Турцию за такие деньги. И мало кто интересуется у счастливчика, сколько дней-ночей он там провел, сколько звезд было у отеля, хорошо ли кормили и комфортны ли оказались номера. На деле самые заманчивые цены — на путевки в очень дешевые отели с соответствующими питанием, сервисом и расстоянием до моря.

Конечно, возможность купить хороший тур по низкой цене существует. Но она сродни лотерее. Горящие путевки обычно появляются в межсезонье, когда отели заполнены не до конца и предоставляют скидки или в начале, или в конце чартерных программ. Сэкономить до 40 процентов стандартной цены тура можно, подгадав поездку не под начало массовых каникулярных и праздничных выездов, а чуть раньше или позже.

Однако все дело в том, что однозначного ответа на вопрос: «Когда появятся горящие туры и появятся ли они вообще?» — нет. Это зависит от предложения и спроса на рынке в данный момент. И если первое еще можно отследить и проанализировать, то спрос — категория довольно непредсказуемая.

Где купить выгодный тур

Что делаем мы, туристы, выбирая путевку? Обычно обзваниваем десятки агентств в поисках лучших цен. При этом провоцируем менеджера любым способом убедить нас купить тур именно сейчас и именно у него. Он начинает предлагать нам самые дешевые отели, привлекая ценой. В итоге мы едем в агентство, где опытный менеджер выставит будущее место отдыха в лучшем свете.

Такая политика турфирм, конечно, не дает возможности наработать постоянных клиентов, зато позволяет извлечь сиюминутную прибыль. Вот откуда огромное количество негативных отзывов в адрес отелей и агентств на интернет-сайтах.

Многие не очень хорошо представляют работу белорусских турфирм. Большинство из них «розничные магазины», которые продают туры крупнейших туроператоров, то есть, «производителей» («Тезтур», «Пегас», «Наталитурс»).

Таким образом, сервис в стране отдыха определяет не раскрученность имени белорусского агентства, а принимающая сторона туроператора.

Поскольку «поставщики» одни и те же, предложения белорусских фирм на массовые направления (Турция, Египет, Тунис) во многом совпадают. Во многом, но не во всем. Поэтому выгоднее сотрудничать с агентством, имеющим большой портфель договоров с туроператорами. Ведь если один и тот же отель может быть в предложениях конкурентов, но по разным ценам, то сотрудник агентства предложит самую низкую цену на рынке.

Многие регулярно ходят к «своему» стоматологу, парикмахеру, покупают мясо в одном и том же месте на рынке… Эксперты советуют так же поступать и с выбором отдыха — найти «свое» турагентство и быть его постоянным клиентом. В этом случае вы получите не только постоянные скидки, дружеское отношение, но и действительно хорошие предложения.

Благодарим за помощь в подготовке статьи директора одного из столичных турагентств Виктора Гулько.

Как сэкономить

Планировать свой отпуск заранее. Стоимость одного и того же тура в разные месяцы может отличаться в 2, а то и в 3 раза. Так, самое дешевое время для поездок в Турцию — май после праздников, далее цены постоянно растут, достигая пика в августе, затем плавно снижаются.

Для Египта самые дорогие месяцы — октябрь и апрель, а также новогодние праздники. А самые дешевые — декабрь до Нового года и январь после православного Рождества.

Будь в курсе!

Покупая горящий тур, можно и переплатить. Путевку специально придерживают чуть ли не до самого вылета, затем называют горящей и взвинчивают цену на 20-30 процентов. На деле «горит» она, например, из-за не пользующегося спросом отеля: возле него стройка, кемпинг, автомобильная трасса…

Еще один распространенный нюанс горящего тура — поселение в номерах более низкой категории. Клиент пользуется всей инфраструктурой, но живет в дешевом номере. Формально придраться трудно — клиент проживает в отеле, который заказывал. Фактически себестоимость полученного отдыха гораздо ниже оплаченной.

Ольга МИХАЙЛОВА