Образование

Доживем до понедельника

Кто с математикой в ладах? Тот, кому повезло с учителем

Трижды математик

Казалось бы, в 14-й столичной гимназии учатся гуманитарии. Ведь она белорусскоязычная. Но, как ни парадоксально, многие сюда поступают, чтобы углубленно изучать математику. Их не останавливает даже то, что ее преподают не на русском языке, а на белорусском. Главное — заниматься под началом Людмилы Евгеньевны Зезетко.

На вопрос, откуда такая страсть к уравнениям и теоремам, она отвечает:

— Я математик в третьем поколении.

Ее бабушка Вера Петровна Гутова 40 лет преподавала алгебру и геометрию в 77-й столичной школе. Там же начинала педагогический путь и мама Людмила Павловна Жарина. Позже она переехала в Новогрудок, вела уроки математики в гимназии № 1. Людмила-младшая с детства слышала: «Жизнь украшается занятием математикой и ее преподаванием». Профессию даже не пришлось выбирать. Шутит: это передалось генами.

Контрольная для учителя

Всегда штудирует сборники для олимпиадников. Задачи повышенной трудности — ее конек. 

Как-то одиннадцатиклассники пожаловались, что потратили немало времени на решение задачи. Людмила Евгеньевна тут же парировала:

— Да что вы! С ней легко справиться за одну минуту.

— Не может быть! — услышала в ответ. 

— Спорим!

Подошла к доске и взяла мел в руки. Учащиеся затаили дыхание. Не верили своим глазам. Уравнения, вычисления — мигом.

— Вот это да! — ликовал класс, когда Людмила Евгеньевна положила мел и повернулась к ребятам. — Ровно минута.

До сих пор выпускники бывшего 11 «А», теперь уже студенты, вспоминают подобные случаи. С восторгом рассказывают о том, как устраивали математичке контрольные. Нет-нет да и заглянут в школу к любимой учительнице. С двумя из выпускников довелось познакомиться. Евгений Копонев учится на механико-математическом факультете Белгосуниверситета. Алексей Петунин — студент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. Выбрал факультет информационных технологий и управления. Оба с математикой на «ты».

А что касается контрольных для учителя…

— Задачи с ходу — серьезная проверка, — размышляет Людмила Евгеньевна. — Одно дело, когда подготовишь задания дома, все решишь и придешь в класс. Но по-иному себя чувствуешь, если выпадает неожиданное испытание. Учащиеся как бы делают вызов. Мол, к нам требования высокие, а сами возьмите-ка задачник.

Что помогает мгновенно справиться с задачей-головоломкой? Знание математических формул, утверждает Зезетко. Это позволяет отыскать наиболее рациональный способ решения. В итоге вместо 8-9 действий получаются 2-3. И какой выигрыш во времени!

— Учу считать быстро, что очень нужно на ЦТ. На испытании по тестированию предлагают 30 математических заданий. Если не будет скорости, успеешь сделать только треть. Более половины вычислений нужно производить в уме. Поэтому уже в 5-м классе постоянно отрабатываем навыки устного счета, — говорит Людмила Евгеньевна.

Вам карточка!

У пятиклассников особый день — понедельник, когда они получают карточки с заданиями. В пятницу возвращают их с отгаданными ребусами, кроссвордами, головоломками. Такие, можно сказать, непрерывные олимпиады по математике проводит Людмила Евгеньевна.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Как быстро усвоить этот арифметический закон? Сочинив математическую сказку, скажет вам любой пятиклассник. И появляются занимательные истории. Например о двух подружках 5 и 3. Пятерка жила в большом кармане сумки, тройка — в маленьком. Но однажды, испугавшись нуля, они запрыгнули в карманы, перепутав их. Содержимое сумочки не изменилось.

Как-то на уроке в 5-м классе Людмила Евгеньевна заметила: между ребятами будто кошка пробежала. Нужно было разрядить обстановку. Тут же предложила учащимся разгадать ребус. Зашифрованной оказалась поговорка: «На обиженных воду возят». Всем классом рассуждали на эту тему.

Часто в карточках приведены задачки в стихах. На занятиях у Людмилы Евгеньевны учащиеся штудируют и филологию, чему несказанно рады учителя белорусского языка и литературы.

У Людмилы Зезетко свой сайт. Он создан три года назад после вручения ей гранта Мингорисполкома за разработку образовательного проекта по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Сайт www.zezetkole.mp.minsk.edu.by популярен у коллег, учащихся, родителей.

Семья пятиклассника Иннокентия Кучинского живет в Лошице, но мальчик ездит учиться в 14-ю гимназию, на улицу Васнецова. А началось все с того, что маму впечатлили нестандартные приемы преподавания математики, занимательные задачи. Не остановило даже то, что раньше сын занимался в русскоязычной школе.

Родители гимназистов отмечают: у детей математика идет как по маслу. К примеру, в 5-м «А» 22 ученика. Лишь у одного по этому предмету семерка. У остальных баллы выше. Есть здесь и призеры международной математической игры «Кенгуру», блеснула знаниями Саша Иванова.

Считать и не ошибаться

Это девиз показательного урока в том же 5-м «А». В зале присутствуют коллеги и жюри городского конкурса учителей-новаторов «Академия урока».

Людмила Евгеньевна показывает учащимся контурную карту Беларуси. Подписан только Минск. Линии, ведущие от столицы к областным центрам, сплошь в примерах.

— Минск основан в 1067 году. А сейчас путем вычислений узнаем, когда возник Могилев, — обратилась к воспитанникам учительница.

Через считанные минуты руки взметнулись вверх.

— В 1267-м, — прозвучал ответ.

Путешествие в прошлое продолжалось.

— Три в одном: математика, история, география. Первоклассно! — резюмировало жюри.