Я здесь живу

Паркingовая магистраль

Одна из самых острых проблем столицы – нехватка мест для парковки авто. Во дворах занят каждый сантиметр асфальта, владельцы машин отвоевывают полосы движения на дорогах. Тем не менее парк личных авто растет не по дням, а по часам.

Место для парковки авто — ахиллесова пята большого города. Обзаведясь удобством в виде четырехколесного экипажа, человек моментально наживает проблему: где его поставить…

Нет, не так. Теперь правильнее сказать: где его приткнуть. Задержался на работе — будь готов сделать пару-тройку кругов по кварталу возле родного дома, чтобы найти пять квадратных метров не занятого соседями асфальта. А утром с тревогой осматривать полированные бока своего авто: нет ли царапин. Ведь проезд между плотно припаркованными машинами такой, что миллиметр вправо — миллиметр влево, и, будьте любезны, — мини-ДТП.

Недавние сверхобильные снегопады довели ситуацию с парковками до состояния, близкого к транспортному коллапсу. Ни пройти, ни проехать. Коммунальные службы города кляли на чем свет стоит авто-владельцев, бросающих железных коней где попало. Механизированная уборка улиц в результате превращалась для водителей спецтехники в экзамен на виртуозность вождения. Хозяева машин посылали «пламенный привет» архитекторам, спроектировавшим дворы так, что на сотню квартир в доме получилось от силы два десятка мест для стоянки машин. Все вместе обижались на небесную канцелярию.

Не первый год ломают головы все заинтересованные службы столицы над тем, как решить означенную проблему. Парк авто в Минске растет и, по оценкам специалистов, обещает достичь в ближайшую десятилетку отметки в 850 тысяч единиц. Где разместить всю эту армаду? Учитывая, что большинство хозяев машин предпочитают на ночь оставлять их у своего дома.

Недавно столичные власти предложили программу «400»: к этой цифре добавьте слово «тысяч» и получите сумму машино-мест, которые должны дополнительно появиться в городе к 2020 году. Начать решено с обустройства в нынешнем году хотя бы по одной тысяче мест в каждом районе. Что ж, благое начинание. Автомобилисты хором вздыхают: давно пора было.

А я смотрю из окна своего дома на улицу Авангардную. Здесь и летом двум машинам разъехаться удается с превеликим трудом. Узкая улочка, спроектированная и построенная добрых полвека назад, нынче половину проезжей части уступила под стоянку. А сейчас, зимой, скорее напоминает лесную тропинку, по недоразумению ставшую городским трактом. И ведь здесь еще нет интенсивного движения. Словом, нечто вроде местного проезда. Смотрю и недоумеваю. По обе стороны всей проезжей части так называемый газон. Он действительно «так называемый», ибо язык не поворачивается назвать засохшую, пожелтевшую и вытоптанную травку полновесной зеленой зоной. И что-то подсказывает мне: никто бы не обиделся, ежели районный архитектор инициировал бы обустройство здесь врезанных, «елочкой», парковочных мест. Я не специалист, но полагаю, в масштабах города средств на такую перепланировку потребуется куда меньше, чем на возведение современного паркинга.

А неподалеку улица Запорожская. И та же история. Проезжая часть в одну полосу. Вторая  бампер к бамперу занята авто. Водители от перекрестка начинают высматривать, не движется ли кто навстречу. Совсем недавно здесь вели капремонт. Долго вели, с паузой на зимний период. Ну, думал, теперь-то хоть здесь полегче станет. Сделают наконец парковки. Ничего подобного. Восстановили улицу точь-в-точь согласно ранее (читай, десятилетия назад) утвержденному архитектурному плану. Свое недоумение по этому поводу адресовал специалисту дорожного строительства.

— Мы исполнители, — был ответ. — Все работы — по проекту.

А проектировщики говорят: не имеем права посягнуть на зеленую зону.

Да, Минск славен своим озеленением. И каждый кустик, каждое деревце на особом, привилегированном положении. Это правильно. Это хорошо. Но и здесь, думается, необходим индивидуальный подход. Вознамерься кто парковую зону закатать в асфальт — первый пойду требовать сурового наказания вредителю. Но к чему пытаться сохранить уже обреченную полоску зелени в ущерб удобству горожан?

Житель большого города все чаще вынужден выбирать между индустриальным комфортом и природным ландшафтом. И что делать: за запахом хвои и прогулкой босиком по траве он, мне кажется, на том же авто вполне может съездить за пределы МКАД. А посреди бетонных коробок и асфальта, коль скоро он здесь живет, ему это самое авто куда-то нужно приткнуть. Так что жертвы неизбежны.