Час пик

Контролер прав или без прав?

Нет-нет да и услышишь от зайца: контролер слишком много себе позволяет! На что на самом деле человек в сине-желтой форме имеет право?

В этом противостоянии победителя быть не может. Да и борьбы как таковой быть не должно. Но как избежать конфликта, когда пассажиры считают, что  ущемляются их права, а контролеры уверены, что исполняют свои служебные обязанности?

Контролеров у нас не любят. Просто потому, что они есть. Многие считают, что такое отношение рождено их же поведением. Всякое, конечно, бывает, и не только с представителями этой профессии: они ведь такие же люди, как и мы с вами. Среди них есть воспитанные и не очень, сдержанные и вспыльчивые, имеющие высшее образование и закончившие лишь 10-11 классов. Сегодня с контролерами работает психолог, что, по словам транспортников, помогает более скрупулезно подойти к отбору кандидатов на эту должность. Всем нам хотелось бы надеяться, что тех, для кого конфликт — способ самовыражения, изначально не допустят к такой работе.

Как и большинство наших читателей, я ежедневно пользуюсь общественным транспортом. И не раз наблюдала драматические сцены, когда пассажиры и контролеры, мягко говоря, не приходили к согласию. Зрелище малоприятное, если не сказать противное. Бывает, не лучшим образом поступают люди в униформе, но и пассажиры нередко ведут себя так, будто контролер хочет их ограбить, а деньги положить в карман.

На всякий случай напомним горожанам, что представители контрольно-ревизорской службы (КРС) государственного предприятия «Минсктранс» — должностные лица, которые имеют право:

 проверять своевременность и полноту оплаты проезда и провоза багажа пассажирами (постановление Минтранса Республики Беларусь от 18.04.2008 г. № 54);

 выносить постановление о наложении административного взыскания и штрафовать безбилетника;

 если пассажир отказывается уплатить штраф или предъявить документы, из-за чего невозможно установить личность нарушителя, работники КРС должны обратиться в органы внутренних дел для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении;

  если пассажир не имеет при себе соответствующих документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда на транспорте, он должен оплатить полную стоимость проезда и уплатить штраф;

  на конечном остановочном пункте маршрута при проверке билетов пассажиров или документов, подтверждаю-щих право на льготный либо бесплатный проезд, в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая, имеющем несколько дверей, высадка пассажиров может производиться через одну дверь (три последних пункта прописаны в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.06.2008 г. № 972);

 контролеры могут задержать гражданина для передачи уполномоченным госорганам, если он пытается или может скрыться (ст. 5.2 КоАП Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З).

Ст. 5.2. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему … административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых … административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться … , если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.