За здоровый образ жизни

Где водятся золотые рыбки?

Держаться на воде автор этих строк научился лет в шесть-семь. Причем обошелся без бассейна — достаточно оказалось открытых водоемов. Правда, потом занесло лихо в ДЮСШ по плаванию, которая находилась в Доме офицеров

И сейчас помню, как наставлял нас тренер, призывал не баловаться в бассейне и душевой, а венчало речь сочное выражение: «Смотрите, голова расколется, как арбуз!» Конечно, мы посмеялись, но после того, как один из сверстников в душевой получил шишку нереального размера, шутки закончились…

Собираясь в детско-юношескую спортивную школу «Янтарь», вспомнил все прописные истины, чтобы не прогневать тренера-преподавателя. Но наставник Александр Савченко перед началом занятий открыл для меня Америку. Оказывается, существует конкурс в секцию. Да еще какой! Из ста человек, которые приходят на просмотр, только пятеро проходят экзамен.

– В школах, когда отбираем третьеклассников, в первую очередь обращаем внимание на рост, вес, длину конечностей, тип телосложения, — рассказывает Александр Владимирович. — Нам даже не важно, умеют ли они плавать! Во время своеобразного экзамена сначала на суше, а потом в бассейне проверяем гибкость, ловкость, координацию. Перспективные ребята попадают на карандаш, и мы связываемся с их родителями, чтобы оговорить все детали. Тем, кто не подошел, предлагаем заниматься плаванием в абонентских группах либо попробовать силы в другом виде спорта.

Имеется еще одно «но»: справка от врача. Для тех, кто не прошел экзамен в секцию, но хочет научиться держаться на воде, достаточно обычной справки. А вот будущим спортсменам понадобится подробная выписка перенесенных болезней. Ведь даже перспективным мальчишкам и девчонкам при отклонениях в здоровье путь в плавание заказан.

Итак, я в компании 9-летних «рыбок» ожидаю тренера и его заданий. Кстати, оказалось, что девочек в полтора раза больше, чем мальчиков. Но, по словам тренера, это случайность, а не закономерность. Сенсей приглашает нас занять места на бортике по периметру бассейна и дает простейшие задания. Словом, мы имитируем на суше плавательные элементы. После 10-минутной разминки группа получила добро сигать в воду. «Да!» — хихикнули дети, увидев, что в самом глубоком месте «Малютки» вода корреспонденту чуть выше колена. «Да…» — подумал корреспондент и следующие полчаса провел на коленях. Но это были самые лучшие 30 минут в моей жизни в таком положении!

Я даже не успел заметить, как пролетело время. С новыми товарищами плавали от бортика к бортику разными видами, барабанили ногами по воде, изображали поплавки, задерживая дыхание. Любопытная деталь: тренер обращал внимание детей на того, кто лучше всех справлялся с заданием. Следующее все выполняли с утроенной, да какое там, с удесятеренной энергией. А потом мы искали клады на дне ванны: мальчики — костяшки домино, девчонки — маленькие игрушки. Конечно же, кто быстрее.

– Оптимальный вариант, когда в первый год занятия построены через игру, — отмечает Александр Савченко. — При таком раскладе ученики получают отличный двигательный фундамент и не теряют интереса к занятиям. Наш вид — монотонный. Если несколько месяцев загружать учеников только плавательными заданиями, их интерес может быстро иссякнуть. Такого нельзя допустить. Вместе с тем за 36 занятий — это примерно три месяца — они осваивают элементарные движения и уже неплохо держатся на воде. Затем мальчишки и девчонки с нетерпением ожидают знакомства с большой ванной — после «Малютки» она кажется им океаном! У некоторых изначально возникает боязнь глубины, но это ненадолго. Полностью переходим в большой бассейн на втором году обучения.

Среди специалистов, которые воспитывают будущих чемпионов, есть такое понятие — чувство воды. Это означает насколько комфортно человек чувствует себя в водной среде: как рыба или как камень. Правда, косяками таланты не приплывают. При наборе попасться в сети могут две-три рыбки. Иной раз невод может вообще прийти пустым.

Как отмечают тренеры, на первых занятиях новобранцы не боятся воды. А вскоре и вовсе вживаются в роль китов и акул. Самое сложное на первых порах для начинающих — совладать с дисциплиной, внимательно слушать тренера. Ведь в бассейне столько отвлекающих факторов — сползающая шапочка, непослушные очки, в конце концов, соблазн обрызгать плывущих рядом товарищей. Вторая волна сложностей приходит уже через пару лет, когда увеличивается объем тренировок, наступает активный период соревнований.

– Пока ребенок в здании бассейна, досматриваем его, как цыпленка, — признается Александр Владимирович. — Смотрим, не балуется ли в душевой, высушил ли голову, тепло ли оделся. Конечно, не единожды приходилось читать нотации о последствиях иного поведения. В этом плане помогает общение с родителями. Мамы и папы рассказывают, чем чадо занимается дома, о его интересах, успеваемости. Да и мы сами ходим в школы, чтобы проверить оценки, расспросить учителей о поведении.

Немало наставник рассказал и о пользе плавания. А также привел любопытный факт: в прошлом году, когда бушевал грипп, воспитанники ДЮСШ по обычному графику посещали тренировки, и хворь их не взяла.