Новость дня Образование

КЛАССная страна

Физики и лирики, танцоры и пловцы, 80 факультативов и шведский стол. И все это возможно в одной школе? Да, если она не просто учит, а учит жизни. Сегодня в «МК» стартует новая рубрика «Школа в лицах». Начнем с 125-й.

Школа не только ведет в страну знаний, но и учит жизни. Каким должен быть сеющий разумное, доброе, вечное? Сегодня на этот вопрос отвечают в школе № 125

Секрет успеха 125-й в том, что совместными усилиями учителей, воспитанников и их родителей тут словно создано маленькое государство, где каждый работает на школу, а школа на него. Как у любой страны, здесь есть свои законы, особенности, традиции. Факультативов более 80, в столовой — питание по принципу шведского стола. Каждый кабинет обустроен по последнему слову техники. С прошлого учебного года открыты спортивные классы для будущих пловцов. Тренер — одна из лучших белорусских спортсменок Александра Герасименя. А ее подруга по команде Александра Бас ведет кружковую работу и обучает аэробике. Обе выпускницы 125-й.

Есть в школе учебно-воспитательная программа с условным названием «Шестой день», которая помогает занять свободное время детей. В част­ности, с октября в начальных классах проходит конкурс «Ученик года». Он не только дает возможность ребятне проявить творческие способности, но и привлечь к этому таких занятых и далеких от педагогических теорий современных пап и мам.

И вообще, здесь стараются наладить взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим для педагогов и родителей — результаты отличные. Так, отец одного из учеников Святослав Гаевский, мастер спорта, вице-президент Международной Евроазиатской федерации карате, руководит школьной командой карате-до. Другой родитель и выпускник школы — рекордсмен «Книги рекордов Гиннесса» Кирилл Шимко. С ним в 125-й проводят регулярные встречи, его опыт здорового образа жизни для многих школяров стал ориентиром.

Традиционны занятия хореографией — здесь стремятся раскрепостить ребят, учат не бояться сцены, избавляют от неуверенности в себе.

Татьяна Берестевич. Директор средней общеобразовательной школы № 125.

— В жизни может повезти или не повезти дважды: с семьей и со школой. Мне повезло! Я сама училась в 125-й, всего же в коллективе работают 19 выпускников. Такая практика себя оправдывает, поскольку они знают школьную жизнь изнутри, уважают традиции. А главное — стремятся воплотить в жизнь то, чего им не хватало, когда сами были учениками. Увлеченность плюс знания плюс действие — вот формула, которая помогает выстроить работу по принципу: благодаря школе жизнь должна быть интересной. Все наши учителя преподают дисциплины по своим авторским разработкам. В основе — программа Минобразования, а дальше ноу-хау педагога. Приглашаем и преподавателей из БГУ. Не боимся новшеств — есть много идей, планов, в реализации которых очень помогают родители, выпускники, шефы.

Елена Дорошевич. Зам. директора по УР старших классов.

— Объем знаний, которыми обладает человечество, растет как снежный ком, и школьникам все труднее усваивать их. Одна из основных задач завуча — четко спланировать учебную работу, а также грамотно скоординировать взаимодействие в цепочке учитель — ученик — родитель.

Маргарита Занько. Учитель трудового  обучения и черчения.

— Каждая работа моих учени­ков —вязаные и вышитые изделия, картины из разноцветных листьев —неповторима. Значит, дети не просто смотрят вокруг, а воспринимают красоту окружающего мира. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее.

Елена Адинец. Учитель физики.

— Что составляет основу нашей профессии? Знание предмета. Ораторское искусство. Умение понимать и чувствовать, что переживает ученик. А еще в работе нужно всегда оставаться молодым — шагать в ногу со временем, быть в поиске. В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, надо быть с ними на «ты». И учитель, если он заботится о своих воспитанниках, должен помочь им освоить жизненно необходимые навыки.

 * Среди педагогов много выпускников 125-й. Такая практика себя оправдывает, поскольку они знают школьную жизнь изнутри, уважают традиции. А главное — стремятся воплотить в жизнь то, чего им не хватало, когда сами были учениками. Увлеченность + знания + действие — вот формула, которая помогает выстроить работу по принципу: благодаря школе жизнь должна быть интересной.

Анна Киргет. Педагог социальный.

— Никогда не говорю «трудный ребенок», выбираю другое слово — «интересный». Это дети, которые переживают стрессы в школе или в семье. Иногда помощь может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. Мне 22 года, поэтому общаться с учениками легко — не такая уж большая разница в возрасте. Они меня не боятся, делятся своими проблемами. От социальных педагогов требуются чуткость и сердечность. Мы пытаемся стать для ребят не только наставниками, но и друзьями. Стараемся создать уют для тех, кому не хватает его дома. Кстати, в школе работает родительский патруль — это добровольная общественная инициатива родителей, благодаря которой среди учеников снизилось количество правонарушений.

Елена Изгачёва. Учитель начальных классов.

— Главная задача учителя начальных классов — любить детей. Он как мама, только не дома, а в школе. Видит ребенка на каждом уроке, многое знает о нем и может дать дельные рекомендации родителям. Только любя ребенка, можно разглядеть в нем те положительные черты, которые остальным незаметны.

Артем Ефимик и Андрей Сагалов, ученики 10 «А», летописцы школы:

— Без прошлого нет настоящего. С этой мыслью мы и начали вести летопись. Интересно чувствовать себя историками, оценивающими прожитую школой жизнь. Надеемся, нашу инициативу поддержат другие и будет кому передать эстафету, ведь летопись — дело бесконечное.