Деловой завтрак

Налоговая разгрузка

Сколько можно сэкономить благодаря изменениям налогового законодательства? Как пополняется столичный бюджет? Об этом и многом другом рассказал начальник инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску Владимир Лайков

— Владимир Иванович, с этого года налоговое законодательство существенно изменилось. Расскажите, о каких процедурах субъекты хозяйствования благополучно забыли?

— Реформирование позволило сделать серьезные шаги для построения простой системы налогообложения, создать благоприятные условия для эффективного развития деловой среды. С 1 января отменен сбор на развитие территорий и налог на услуги, сокращен состав платежей экологического налога, упразднена обязанность отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры. Указанные меры позволят оставить в распоряжении субъектов хозяйствования около 370 миллиардов рублей.

Одной из радикальных мер, направленных на упрощение законодательства, стало также сокращение отчетности и периодичности платежей в бюджет. С 2011-го предприятия перешли на ежеквартальную уплату налога на прибыль и декларирование один раз в год. Кроме того, отменены авансовые платежи по НДС и акцизам, частота которых доходила до шести раз в месяц.

— Налоговая нагрузка на плательщиков постепенно снижается, в то же время каждый год суммы поступлений в городской бюджет увеличиваются. За счет чего?

— Действительно, за последние пять лет доходы консолидированного бюджета столицы приросли в реальном выражении на 26 процентов. Ожидается, что в текущем году они составят около 16 триллионов рублей. Это почти на 1 триллион больше, чем в прошлом. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что Минск — финансовый и экономический центр республики. В городе очень высок уровень деловой активности. За последние пять лет число столичных субъектов хозяйствования увеличилось на 60 процентов, в том числе с иностранным капиталом — на 18 процентов, а индивидуальных предпринимателей — на 40 процентов. Такой прирост новых предприятий и развитие уже существующих не могут не влиять на объем налоговых поступлений.

— Основную долю платежей в консолидированный бюджет столицы по-прежнему обеспечивают государственные организации?

— На данный момент это так. Более того, треть доходов бюджета — это платежи десяти крупных организаций: ОАО «Белтрансгаз», ИП «Лукойл-Белоруссия», РУП «Минск Кристалл», ИООО «Юнис Ойл», ИП «Велком», СООО «МТС», ООО «Табак-инвест», ОАО «МАЗ», объединение «БЖД», РУП «Минскэнерго».

— Каков вклад малого и среднего бизнеса? Увеличится ли он в связи с подписанием новой директивы?

— Представители малого бизнеса занимают в формировании городского бюджета все более прочные позиции. Каждый четвертый рубль, уплаченный в казну в минувшем году, принадлежал малым и микроорганизациям, а также индивидуальным предпринимателям. По сравнению с 2009-м платежи от субъектов малого предпринимательства увеличились на 15 процентов при росте количества таких плательщиков всего на одну десятую. Сейчас благодаря реформированию законодательства освободившиеся от налогового бремени денежные средства перераспределяются у субъектов хозяйствования на их развитие. Увеличивается потребление товаров и услуг, как следствие, растет поступление налогов в бюджет.

Следует отметить, что налоговые органы строят работу с представителями бизнеса на партнерских отношениях, о чем в частности свидетельствует процентное выражение добровольных поступлений в бюджет от плательщиков города Минска.

— Не так давно субъектам хозяйст­вования предложили перейти на систему электронного декларирования. Стоит ли в ближайшее время ждать аналогичных по значимости перемен?

— В планах отмена десятикратного размера установленных ставок налога на добычу природных ресурсов и земельного налога, а также установление ставки 3 процента по налогу при упрощенной системе налогообложения в отношении экспортной выручки от реализации работ. Кроме того, рассматривается возможность упростить порядок приема наличных денежных средств нотариусами, изменить системы государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции, а также маркировки импортируемых товаров контрольными знаками. Есть вероятность, что в текущей пятилетке будут снижены ставки по налогу на прибыль и налогу на добавленную стои­мость.

Пользуясь случаем, хотел бы призвать плательщиков к добросовестному и своевременному исполнению налоговых обязательств перед бюджетом, а также недопущению случаев возникновения задолженности.