Уроки спорта

Дуэлянты

На исходе прошлого тысячелетия мальчишки и девчонки, посмотрев «Трех мушкетеров» или «Гардемаринов», стремглав мчались записываться в секцию фехтования. Этот вид спорта в столице тогда переживал настоящий бум

Те золотые времена безвозвратно канули в Лету. Да и в столице осталась всего-то парочка залов, где можно постигать азы мушкетерского искусства. Наставник Вячеслав Журавский, который растит рапиристов в Специа­лизированной детско-юношеской школе олимпийского резерва проф­союзов, констатирует: новичков набрать в группы не так-то просто.

— Приходишь в общеобразовательную школу с нагрудником, маской, рапирой и показываешь ребятам, что собой представляет наш вид спорта. Спрашиваешь: «Кто зав­тра придет?» В ответ лес рук. Но, увы, на следую­щий день в назначенное время никого! Тем не менее необходимое количество новичков по сусекам наскребаем. Берем не только ребят и девчат подходящего возраста — 10-12 лет, но и младше.

Ведь все три разновидности фехтования — сабля, шпага, рапира — по-своему хороши. Как правило, детишки приходят в зал уже определившись с видом оружия. Лишь для высоких есть рекомендация брать курс на шпагу. Длинные руки для шпажиста — несомненное преимущество. Переходить из шпаги в саблю или в обратном направлении очень сложно. У каждого вида свои техника, стойка, даже манера держать клинок.

Гостю-журналисту в компании дюжины детишек предстоит познакомиться с рапирой. Итак, поехали… Стандартная разминка с бегом, прыжками, растяжкой занимает примерно полчаса. Краем уха слышу, как мои новые знакомые переговариваются. Ребята с нетерпением ожидают того момента, когда к ним в руки попадут рапиры. Правда, до счастливых мгновений еще нужно сделать десяток наклонов, отжиманий, упражнений на пресс, провести парочку веселых эстафет. И вот клинки в руках — парни расцвели. Но баловаться с инструментом — ни-ни. Еще на первых уроках спортсмены усвоили главную истину: направлять рапиру в товарища, который не облачен в нагрудник и маску, строго запрещено!

Ребята получают задание работать с мишенью — наносить уколы в центр небольшой доски. Гостю перед этим упражнением необходимо пройти курс молодого фехтовальщика: освоить стойку и движения, научиться держать рапиру. Все дается не так просто. По словам наставника, новички штудируют этот урок далеко не одно занятие. Мне повезло больше — всего десяток минут дал зеленый свет к мишеням. Среди новеньких оказался бывалый — Вадим Карулин, который организовал для гостя обстоя­тельный мастер-класс. Он левша, поэтому, как в зеркале, вижу все. Правда, простой на первый взгляд элемент — укол прямой рукой — получился с шестого-седьмого раза. Следующее задание — поражать мишень с шагом вперед, а потом еще и с выпадом… Результат тот же. Словом, вывод один: без практики твои движения выглядят весьма нелепо.

— Чтобы правильно выполнять элементы, нужно порядком попотеть, — рассказывает Вячеслав Журавский. — А вот новобранцы хотят все и сразу: и чемпионами стать, и много драться. Нельзя гасить этот запал. Нужно найти к ним подход. Если получится, ребята будут приходить на тренировку, как на празд­ник. С новичками возишься, как наседка с цыплятами. Вплоть до того, что с ними делаешь разминку, остальные упражнения. На каждом уроке много времени уходит на индивидуальную работу. Беру руку ребенка в свою и учу выпадам, объясняю и показываю все нюансы фехтования.

Вячеслав Леонидович сообщает подопечным, что их ожидают игры с оружием. Ребята обрадовались, а у меня холодок по телу. Но наставник успокоил побледневшего гостя: мол, это название такое… ничего страшного! Например, кладут 600-граммовый клинок плашмя или ставят на палец либо ладонь и стараются не уронить. Как оказалось, некоторые парни могут ходить по всему залу с рапирой, сколько им заблагорассудится. Автору строк удалось удерживать равновесие около минуты. Пока ребята выясняют, кто из них самый умелый, наставник комментирует: подобные упражнения развивают реакцию, силу пальцев, руки.

Тем временем в зале появляется электронное оборудование. Значит, нас ожидает настоящий бой. Мои новые знакомые облачаются в нагрудники, маски, перчатки.

Гостю также дают возможность почувствовать вкус фехтовальной дуэли. Вместо рапиры придется работать со шпагой. Меня замуровали в «доспехи» и подсоединили к ним оборудование. Признаюсь, с различными розетками и в маске чувствуешь себя то ли пчеловодом, то ли мальчиком-электроником. Перед началом поединка посвящают во все правила предстоящего боя. Первым делом нужно поприветствовать соперника, судью, а также виртуальных зрителей. Потом главная задача — коли соперника и не выходи за пределы прямоугольной площадки. Сказать легко, а сделать сложно. Тезка соперник ловко парирует мои выпады и сам наносит удары — 1:0, 2:0… Когда счет дошел до четырех, я разозлился и… дважды провел результативные атаки. Все. На первый раз хватит. На десерт — уже без доспехов повисеть на шведской стенке, покачать пресс, ноги…

На первом занятии новичкам рассказывают об истории вида спорта, дают инструктаж по технике безопасности, показывают оружие и его строение.

— Обязательно работаем над общефизической подготовкой, — объясняет тренер. — Клинок хоть и весит немного, но руки у фехтовальщика должны быть крепкими. Впрочем, как и ноги. Поэтому у ребят есть и домашнее задание. Постепенно ставим в стойку, учим держать оружие, колоть. Кстати, уже на дебютном занятии можно одеть их в форму и дать рапиры, чтобы дети почувствовали, что это такое. После этого их интерес к занятию этим видом спорта вырастает многократно. Некоторые приходят в зал пять раз в неделю вместо трех.

К концу первого года обучения уже видны плоды работы. Некоторым уникумам покоряются медальные вершины городского первенства.

Адреса школ по фехтованию:

* улица Калиновского, 55;

* улица Героев 120-й дивизии, 11.