Образование

Лекари для робота

Кто сегодня согласится, чтобы его называли пэтэушником или хабзайцем? Тем паче, если обучается профессии в колледже

Давно не пэтэушники

В лексиконе тех, кто занимается здесь, давно нет подобных слов. Ведь учащиеся этого учреждения 10 лет назад, заметьте, первыми в столице, распрощались с вывеской ПТУ. С тех пор в Минском государст­венном профессионально-техническом колледже электроники двухступенчатое образование.

Альма-матер дала возможность самым способным юношам и девушкам взять техникумовский рубеж. К примеру, получив специальность оператора по эксплуа­тации вычислительных машин, можно продолжать штудировать премудрости профессии и стать техником-программистом. А у тех, кто познал азы наладки технологического оборудования, появилась перспектива выйти на второй уровень — микроэлектроника.

— Труд современного рабочего под стать инженерному. Нужны не только умелые руки, но и светлая голова. Соответственно, высокая профессиональная подготовка. Не случайно в этом учебном году в Минске вообще не стало ПТУ. Все 25 столичных профтехучреждений сейчас колледжи и лицеи. Пэтэушников не стало, — рассуждает директор колледжа электроники Валерий Хасин.

С техникой на ты

Здесь впервые в республике открыли набор на новую специальность — мехатроника. Обучение начали 8 месяцев назад. Полный курс подготовки — почти четыре года.

Что это за профессия? Как мне объяснили, мехатронику называют наукой обо всем. Первая часть термина — от слова «механика», вторая — от «электроника». Профи по этой специальности должен быть семи пядей во лбу. Знать современные компьютерные технологии, общетехнические дисциплины, информатику и программирование, микропроцессорную технику и еще многое другое. Короче говоря, нужны специалисты, которые с техникой на ты.

Почему в колледже электроники взялись за подготовку таких профи? Дело в том, что здесь всегда обучали юношей и девушек специальностям электрика, наладчика технологического оборудования, программиста, специалиста по микроэлектронике. Все эти специалисты нужны для того, чтобы запустить, наладить современные установки и приборы. Но то были разрозненные образовательные программы. При подготовке учащихся по профессии мехатроника учебные курсы по этим направлениям объединили.

— Представьте, промышленному роботу нужно лечение. Как избавляли его от болезни раньше? Над ним колдовал электрик, если вдруг забарахлил, скажем, двигатель. Звали механика, когда что-то не то было с манипуляторами. Возникали проблемы с автоматическим режимом работы — приходилось обращаться к программистам. А сейчас достаточно одного лекаря, который грамотно сделает все то, чем занимались четыре человека, — пояснил Валерий Хасин.

Вот уж точно цены не будет таким специалистам. Ведь они смогут полностью обслуживать суперсовременное оборудование. У этих профи должно быть как минимум среднее специальное образование. А лучше высшее. Так считают в колледже электроники.

Уже есть договоры о сотрудничестве с БНТУ и БГУИР. Выпускники колледжа предпочитают дальше обучаться по специальности «компьютерная электроника».

Талантливые педагоги

На свете есть только один верный способ побудить кого-либо что-то сделать: вдохновить его на это. В столь сложном искусстве педагогов колледжа трудно превзойти. Даже тех, кто у доски считанные годы. Взять хотя бы преподавателя информатики Елену Юркевич. В 2007 году окончила Белорусский государственный педагогический и Минский государственный линг­вистический университеты. Магистр педагогических наук, сейчас занимается в аспирантуре. Финалистка городского педагогического конкурса «Мы — молодые!». Ее конек — зажигать звездочки на научном небосклоне. Одаренные ребята, с которыми она постоянно штудирует информатику, всегда занимают призовые места на прес­тижных интеллектуальных состязаниях. Вот и на последнем столичном конкурсе юных программистов победила сборная колледжа элект­роники.

— Чему учу воспитанников? — переспросила Елена Юркевич. — Умению работать. Как сказал один древний мыслитель, без труда талант — это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом и следа не оставляет.

Можно ли сегодня обойтись без знания анг­лийского тем, кто постигает премудрости программирования? Вряд ли. В колледже 7 преподавателей учат переводу технических текстов, инструкций, деловой переписке. Для начинающих организовали группы «Английский с нуля». На занятиях применяют интерактивные методики. Под руководством заведующей кафедрой английского Галины Кузнецовой педагоги подготовили и выпустили электронный учебник «Иностранный язык для делового общения».

Тут знающие мастера производственного обучения. К примеру, Александр Бабер работал ведущим конструктором в научно-производственном объединении «Планар». Издал учебное пособие «Основы автоматики». Ведет спецкурс по аналогичной теме. Виктор Камлюк работал на «Интеграле» заместителем начальника цеха. Воспитанников колледжа учит умению эксплуатировать оборудование полупроводникового производства.

До позднего вечера учащиеся в аудиториях. Не только грызут науку. Творят. В пресс-центре выпускают газету «220 вольт». В театре песни «Флэш» готовят новый репертуар

Учиться и учить

Идея фикс — открыть в колледже ресурсный центр по микроэлектронике. Уже поступили оборудование и приборы из ОАО «Интеграл». Не пройдет и месяца, как все будет установлено в лаборатории.

Для чего нужен центр? Это будет современная учебная база не только для учащихся колледжа, но и для всего столичного профтеха. Здесь смогут повышать квалификацию педагоги. А еще сюда пригласят на практику первокурс­ников БНТУ и БГУИР. У администрации «Интеграла» есть замысел направлять в колледж рабочих на курсы переподготовки. Умные машины и классные педагоги для этого есть.