Дорога к храму

Княгини небесные

В отечественных святцах не так много женских имен. И почти все они княжеские

Ее прапрадедушкой был князь Владимир Киевский, крестивший Русь, дедушкой — Всеслав Чародей. Совсем ребенком, в двенадцать лет, Предислава — так звали будущую великую святую Беларуси Евфросинию Полоцкую — оставила родителей и ушла в монастырь. На вопрос «почему?» отвечала с не свойственной столь юным особам мудростью: «Земная слава — прах и пепел, рассеивается, словно дым, погибает, как водяной пар. Совсем другое, когда человек посвящает себя Богу, тогда его имя будет написано на небесах».

Родители волновались за дочь, но ничего сделать не могли. Предислава стала монахиней Евфросинией и поселилась при Софийском соборе. Переписывала книги, а прибыль отдавала нуждающимся, ограничивая себя во всем.

Неподалеку от Полоцка основала Спасо-Преображенский монастырь и была его первой настоятельницей. Обитель быстро росла, в ней появился храм во имя Спасителя, сохранившийся до наших дней. Знаменитый ювелир того времени Лазарь Богша создал по заказу игумении Евфросинии крест: для верующих — великая святыня, а для ученых — произведение искусства. Увы, во время Великой Отечественной войны крест был безвозвратно утерян. Его воссоздали лишь в наше время.

В школу, что открыла Евфросиния, ходили дети бедняков. Она сама вела там уроки. Ребята получали знания, но главное — их учили жить согласно заповедям Божьим: любить других, уважать старших, не обижать слабых… Как этого не хватает порой современным учебным заведениям.

Преподобная всеми силами старалась, чтобы в мире было больше любви. Лично зная многих князей, просила их решать конфликты не мечом, а словом.

В конце жизни Евфросиния отправилась в паломничество к святым местам — в Иерусалим, куда стремится, пожалуй, каждый верующий. Там ее душа и отошла ко Господу в 1173 году.

Святая достигла цели — ее имя написано на небесах. Миллионы соотечественников обращают к ней свои молитвы, ведь она — заступница нашей страны.

Беларусь — толерантная страна. Издавна в ней живут как православные, так и католики. И вероопределение человека не становится причиной разлада или ссор. Но не всегда все складывалось так хорошо и мирно. В 1596-м была заключена Брестская церковная уния. Согласно ей православные белорусы признавали главенство Римского папы, при этом богослужение оставалось таким же, каким мы его видим и теперь в православных храмах. Кстати, даже сейчас в Риме католических священников учат служить по православному обряду… А тогда для многих настали тяжелые дни. Простых крестьян, а в большинстве православными были именно простые крестьяне, нередко силой принуждали к униатству.

В то время в Слуцке жила православная княжна София. Она рано лишилась родителей, опекуны собирались выдать ее замуж за католика Януша Радзивилла. Пришлось писать самому Римскому папе, чтобы дозволил этот союз, ведь княжна соглашалась на брак лишь с условием, что сама останется православной и дети тоже будут православными.

Свадьба состоялась, но вряд ли жизнь княгини стала легче. Единст­венной отрадой и утешением была отеческая вера. Все усилия София направила на защиту православия. Многие жители Слуцка сплотились в Преображенское братство, в деятельности которого будущая святая принимала самое активное участие. Молодая княгиня убедила своего мужа исходатайствовать у польского короля грамоту, запрещавшую силой переводить православных в унию. Слуцк стал оплотом православия, сохранив его в чистоте на наших землях. Влияние княгини на супруга было так велико, что впоследст­вии Януш еще не раз охранял своих подданных от перевода в унию, хотя сам был католиком.

София помогала церквям также материально, жертвуя деньги на строительство, заботясь о наличии всего необходимого для богослужения, посещая самые отдаленные приходы и поддерживая прихожан.

Праведная княгиня скончалась, когда ей было всего двадцать шесть лет. Ее нетленные мощи хранятся в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе.

В XV веке Киев находился на территории Великого княжества Литовского, а правили городом князья Ольшанские. У князя Георгия родилась дочь Иулиания. Но жизнь ее была слишком коротка: в 16 лет девушка скончалась. Ее тело погребли в Киево-Печерской лавре.

Казалось бы, на этом все. Но у Бога мертвых нет. Через сто лет обнаружили гробницу юной девы. А когда открыли, увидели нетленное тело в прекрасных одеждах. При прикосновении платье рассыпалось, но Иулиания лежала, как живая. С благоговением ее одели в новые ризы и положили в Успенской церкви. С того времени у мощей стали происходить чудесные исцеления.

Известен случай, когда один вор незаметно снял перстень с руки святой. Но покинув храм, вскрикнул и тут же умер. Осмотрев покойного и обнаружив краденое, все поняли, что произошло…

Неоднократно Иулиания Ольшанская являлась людям в видениях, поддерживая их в трудных обстоятельствах, и почитание ее росло. Святую изображают на иконах вместе с Киево-Печерскими отцами. Считают первой помощницей женщин в исцелениях болезней души.

О судьбе преподобной Харитины Литовской сведений сохранилось немного. Она происходила из литовского княжеского рода, но должна была переселиться в Новгород. По одной версии, из-за смут на родине, по другой — потому что ее жених Федор, брат Александра Невского, внезапно скончался, и пути домой уже не было. Невеста-вдова пришла к единст­венно правильному для того времени решению — посвятить свою жизнь Богу.

Приняла постриг в новгородском женском монастыре и получила имя Харитина, что значит «милующая, творящая милосердие». И это имя определило всю ее дальнейшую жизнь. Главными чертами характера бывшей княжны были смирение, воздержанность, отзывчивость на чужое горе. Понять ближнего, принять его как самого близкого человека и понести его скорби. Благодаря этому Харитина смогла стать своей в чужой стране.