Партизанский район

Юностью нашей выстроен

О послевоенных годах в Минске Василий Иванович написал воспоминания. Публикуем отрывок из них

В середине февраля 1945 года знакомился с работой авиационного завода № 453 (ныне тракторный завод). Добираться туда на протезе мне было нелегко: городского транспорта еще не было. Пришлось осваивать дорогу от улицы Пулихова через станцию Минск-Восточный и поселок Коминтерн. Заводоуправление размещалось в одном из двух четырехэтажных домов, одиноко стоявших в трехстах метрах от проходной. Второй дом был заселен (в каждую комнату по семье) в основном инженерно-техническими работниками. Завод имел свой отдел рабочего снабжения, который занимался реализацией продовольственных и промышленных товаров. Хуже всего было положение с овощами. Мне сказали, что директор завода недавно был в облисполкоме и договорился о выделении земельного участка для подсобного хозяйства в Папернянском сельсовете Минского района. Рабочие готовились к весенним посевным работам, однако семян практически не было, особенно сложно обстояли дела с картофелем.

Но главной проблемой была неуверенность коллектива в зав­трашнем дне. В Наркомате авиационной промышленности не знали, надо ли пересматривать проект строительства завода для производства новых моделей самолетов, война-то заканчивалась. В полуразрушенном сборочном цехе — полная маскировка, тепло давали две бочки-буржуйки. Один самолет ЯК-7 стоял на стапелях, второй уже на собственном шасси. Послезавтра его планировали поднять в воздух и, если испытания пройдут нормально, предъявить госкомиссии по приемке. Машина со стапелей встанет на его место, а на стапелях начнется сборка следующего самолета. В запасе оставалось немного комплектов для сборки, всего штук пять.

Через три дня наряду с производственными вопросами в горсовете обсуждалась и овощная проб­лема. С выделением земельных участков особых сложностей не было: их получили 134 коллектива, одиннадцать заявок еще рассматривалось. А вот обеспечить подсобные хозяйства семенами моркови, свеклы, редьки, капусты и особенно картофеля оказалось непросто. Решили прибегнуть к старому дедовскому способу, то есть организовать в столовых сбор очисток с глазками. В решении исполкома горсовета было установлено задание для каждой столовой по количеству этих самых глазков.

Вопрос же о строительстве нового авиационного завода оставался открытым до февраля 1946 года.

По временной схеме работал и автосборочный завод, расположенный в 7 километрах к югу от центра города. Он разместился на небольшой возвышенности между Могилевским шоссе и Свислочью. Все строения, занимаемые до войны танковой бригадой, сохранились.

Во время оккупации немцы построили навес с деревянными перекрытиями для сборки автомобилей. В 1945 году здесь собирали по 100 машин в сутки марок «Шевроле» и «Форд», комплекты которых получали по ленд-лизу. Но война заканчивалась, поставки по ленд-лизу прекращались. Капитальные вложения заводу не выделялись, не имелось и своего жилого фонда.

Таково было положение с машиностроением. В легкой промышленности намечался просвет, потому что Беларусь включилась в поиск вывезенного в Германию имущества, не забывая и о репарациях. Первое решение Государст­венный комитет обороны принял 12 апреля 1944 года о вывозе оборудования немецкого обувного предприятия из города Ландсберг на минскую фабрику имени Кагановича. Было получено 87 обувных машин, 199 швейно-заготовительных, 49 по обработке и штамповке края. К концу 1945-го закончился процесс монтажа и началось производство обуви.

Вступил в строй радиозавод имени Молотова. На заводы имени Кирова, имени Мясникова, молокозавод № 1 в значительных объемах из Германии поступили станки, механизмы, оснастка, технологические линии. В апреле были решены вопросы обеспечения города электроэнергией.

Вопросы тяжелой промышленности решил Сталин, который в июле проезжал через Минск в Потсдам. От Орши его сопровождал Пономаренко и рассказывал о положении дел в республике. Поезд, по всей видимости, не случайно остановился на станции Минск-Восточный, откуда с возвышения просматривался весь разрушенный город. Из окна вагона Сталин внимательно рассматривал руины, а потом сказал, что восстановить Минск силами одной республики невозможно. Необходимо построить три крупных союзных завода, и они вытянут за собой городское хозяйство.

Так начиналась история градообразующих промышленных гигантов — славы и гордости Минска.