Перекресток

Смело – на вело!

В будущем велосипедистам станет комфортнее и безопаснее передвигаться по столице, нежели сегодня. В этом уверены в городской ГАИ. Такого же мнения придерживаются и специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте

— По заказу ГАИ ГУВД Мингор­исполкома мы разработали Концепцию обеспечения городской системы велосипедного движения в Минске, — рассказывает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Была проделана большая исследовательская работа. По нашим данным, у горожан в наличии около 300 тысяч велосипедов. Цифра немалая. Однако не весь двухколесный транспорт активно используется: согласно исследованиям, лишь около 5 тысяч человек ездят по городу на байках регулярно. В основном это молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. Кататься они больше любят летом вечером, с 18 до 20 часов. Для минчан велосипед — не столько транспорт для поездок на работу или за покупками, сколько средство для получения физической нагрузки и проведения досуга.

Но комфортно ли чувствуют себя эти ездоки на улицах Минска? По проезжей части особо не разгонишься — небезопасно, да и по тротуару с ветерком не проедешь из-за высоких бордюров. Взять, к примеру, пересечение проспекта Независимости и улицы Макаенка. На перекрестке подземный переход, которым, по правилам, должны пользоваться и обладатели двухколесной техники. Надо слезть с велосипеда, спуститься по ступенькам вниз, пройти десяток метров, затем подняться наверх… И таких преград на пути человека с байком в столице немало. А что до велодорожек, то и здесь есть проблемы.

Во многих странах уже давно отработана система: тротуар для пешеходов, проезжая часть для машин, специальная дорожка для велосипедистов. В Минске такая трасса длиной 27 километров введена в действие в 2009 году. Проходит она вдоль водно-зеленого пояса столицы — в основном по берегам Свислочи. В техническом аспекте представляет собой обособленную проезжую часть шириной 3 метра, пред­назначенную для движения на байках в обоих направлениях. Однако поклонникам здорового обра­за жизни этих километров явно недостаточно. Вот и приходится велосипедистам делить тротуар с пешеходами, а проезжую часть — с авто­мобилистами. Сложные отношения на дорогах регулируются Правилами дорожного движения (ПДД), которые, по мнению водителей, владельцы байков не соблюдают. Сами же велосипедисты считают эти правила не приспособленными для них. Между тем в ПДД сказано: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края». Тем не менее около 5 процентов столичных велосипедистов используют магистральную улично-дорожную сеть, поскольку это намного удобней. Спешиваются на перекрестках всего около 10 процентов. И уж совсем немногие используют для обеспечения своей безопасности специальную экипировку.

— Велосипедисты имеют такое же право на передвижение по столице, как водители и пешеходы, — говорит Юрий Важник. — Поддержке этого права и была посвящена работа над Концепцией обеспечения городской системы велосипедного движения. Мы исследовали опыт зарубежных стран, где велосипед рассматривается в качестве альтернативы автомобилю, а велосипедное движение считается равноправной подсистемой городского транспорта. Девиз там такой: «Город — для всех». В крупных европейских городах, в том числе Стокгольме, Хельсинки, Осло, жители совершают на велосипеде примерно четверть всех поездок. Причем на байки они пересаживаются не только для получения удовольствия от поездки или поддержания здоровья. Просто во многих случаях там выгоднее крутить педали, чем управлять автомобилем. К примеру, в Стокгольме за одно и то же время можно доехать до места назначения как на велосипеде, так и на автомобиле. А еще обладателю двухколесного транспортного средства не нужно думать о парковке, заправке горючим, страховке, сервисном обслуживании… Велосипед не нужно регистрировать, а садиться за руль можно с 14 лет. Благодаря использованию байков во многих современных мегаполисах снижается транспортная загрузка дорог, улучшаются экология и здоровье населения.

Свое мнение по этой теме высказал и начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Корзюк:

— Мы выступаем за то, чтобы отчасти вывести велосипедистов на проезжую часть — там, разумеется, где это возможно. Важно, чтобы водители уважительно относились к тем, кто управляет байком, воспринимали их как равноправных участников дорожного движения.