Культура Новость дня

Искусственный рынок

  Произведения изобразительного искусства тоже товар.
А каждый товар имеет свою цену. Так почем белорусская живопись и на что вынуждены идти художники, чтобы заработать на жизнь?

Налетай, торопись, покупай живопись

Насколько актуален в наши дни рекламный слоган героя бессмертной кинокомедии, вышедшей на экраны в далеком 1965 году? Как и почем продают сегодня картины белорусских художников, какие страсти кипят в тиши мастерских столичных живописцев, выяснял наш корреспондент

Агент выходит на связь

Так сложилось, что в Беларуси и в Минске в частности в большей степени получило развитие салонное дело. А собственно галерей в столице лишь две: одна специализируются на традиционной реалистической живописи, другая представляет современное концептуальное искусство. Что и говорить, капля в море.

В идеале покупатели и художники не должны соприкасаться, — считает искусствовед, директор арт-галереи Лариса Бортник. — Иначе происходит перекос во всем, включая ценообразование, вплоть до того, что снижается уровень произведений. Почему? Покупатель начинает диктовать художнику условия. Например, хочу свой портрет на коне и с шашкой. Живописцу нужны деньги, и он берется за работу. Превращается в ремесленника.

Нет у нас и такой всемирно распространенной практики, когда интересы художника представляет его агент или даже специализированное бюро. Их роль на себя берут все те же галереи и магазины-салоны. Да и большинство художников не считают нужным нанимать агента, ведь ему надо платить. Потому-то иногда и попадают в неприятные ситуации.

— Некоторые под личиной журналистов, дилеров, специалистов несуществующих галерей втираются в доверие к родственникам умерших художников и покупают за бесценок какую-то часть работ, — возмущается Лариса Бортник. — А потом предлагают их галереям и магазинам. Это возмутительное жульничество. Ведь родственники ушедших мастеров зачастую плохо ориентируются в рыночной конъюнктуре.

В Минске сделки купли-продажи картин в основном происходят непосредственно в мастерской художника. Почему? Там легче договориться с автором о более низкой цене за его произведение, нежели оно может стоить в галерее. И вовсе не потому, что владельцы галерей накручивают невероятный процент за свои услуги. Они-то как раз ориентируются на рыночную конъюнктуру и устанавливают реальную цену. Лариса Бортник сетует: многие белорусские художники не приучены вести дела цивилизованно.

— Они нередко используют галерею как рекламную площадку — выставляйте меня, говорите обо мне, а продавать буду в мастерской — мне так выгоднее: ни налогов, ни посредников. Покупатели тоже испорчены. К нам приходят посмотреть, выяснить имя художника, а потом идут его искать. Порой посетители просят номер телефона автора той или иной картины. А потом могут и упрекнуть: мол, вы тут за картину 2.000 долларов хотели, а я у художника за 300 купил.

Но осуждать авторов сложно. Им ведь нужно за что-то жить, да и расходные материалы — холсты, кисти, краски — отнюдь не дешевы. Поэтому художники идут на огромные скидки, а в результате сами же обесценивают свой труд.

Цена искусства

По мнению специалистов, лучше всего в Беларуси продаются работы мастеров советского периода. Бум на соцреализм захватил западных галеристов в начале 1990-х. За этими произведениями снаряжались целые экспедиции, ехали коллекционеры, представители частных музеев — итальянцы, голландцы, меньше французы, иногда немцы и даже американцы.

Что касается искусства наших современников, то их работы сегодня приобретают скорее стихийно. Например, пришли на выставку и вдруг обнаружили: здесь есть то, что украсит интерьер.

Еще одна тенденция — потребитель охотнее берет недорогой товар, который не требует работы ума, а только радует глаз. В галерею же идут те, кому чистого созерцания недостаточно. Но таких интеллектуалов пока мало.

Поскольку в галереях представлены выставочные экспонаты, то и цены здесь выше, чем в салоне-магазине. В среднем стоимость работ колеблется от 500 долларов до 2.000-3.000. Это и современная живопись, и произведения советской эпохи. Одна из самых дорогих картин оценена в 30.000 долларов — большое эпохальное полотно работы мастера старшего поколения.

Из чего же складывается цена на произведение живописи?

— В первую очередь из имени художника — оно подразумевает определенный уровень мастерства, свои стиль, живописный язык, тему, — убеждена Лариса Бортник. — Естественно, затраты труда и времени ложатся в цену произведения. На нее влияют и формат, и качество, и стоимость материалов.

…и искусственная цена

Во всем мире хороший пиар повышает стоимость товара. Этот принцип применим и к живописи. Например, в США выходит альбом самых продаваемых художников. Цены на их работы иногда достигают 3-7 миллионов долларов. Почему? Специалисты утверждают: дело не только в таланте авторов. На Западе в сфере искусства, изобразительного в том числе, действуют сложнейшие PR-механизмы, цену картины определяют субъективные факторы: кто и где ее продает, у кого висят работы этого художника… Когда за раскрутку автора берутся профессионалы, даже скандальные подробности личной жизни призваны повысить интерес к его творчеству и, как следствие, стоимость работ. PR может поднять человека на небывалую высоту. У нас таких механизмов раскрутки людей искусства сегодня нет. Зато в отдельных случаях есть место самопиара художника. Хотя, по мнению белорусских искусствоведов, в нашей стране это бессмысленное занятие.

— Художники, пытающиеся пиарить сами себя у нас, смешны, — полагает Лариса Бортник. — Суммы, которые они якобы выручали за свои произведения, нереальные. Самопиар, конечно, повышает интерес к человеку, но вот на стоимость картин на родине никак не влияет. Даже если какой-то автор сегодня последует примеру Сальвадора Дали и придет на презентацию обнаженным, прикрываясь медным тазом, ему, возможно, поаплодируют, об этом поговорят несколько дней и быстро забудут. А потом в мастерскую к такому эпатажному художнику придет покупатель. Автор будет долго рассказывать о том, что его картины продаются за 200.000 долларов, но когда ему предложат 500, будьте уверены, отдаст свое произведение и за такую сумму. Ведь в самопиар тоже были вложены деньги, которые нужно возвращать. А очереди покупателей у мастерской что-то не видно.