Экспедиция «МК»

Родина Гулливера

 

Сколько этажей нужно преодолеть, чтобы оказаться в кабине «БелАЗа», и в какой игре времен СССР нет равных жителям Жодино?

Пляж, футбол и рок-н-ролл

Приехав в Жодино, были немного удивлены его хаотичной застройкой. Город в прошлом веке стремительно развивался благодаря автомобилестроению. Дома для заводчан возводили быстро, возможно, именно потому беспорядочно. В итоге трехэтажные хрущевки теперь скромно ютятся за длинной стеной девятиэтажек, а улочки извиваются змейкой, превращаясь для приезжих в лабиринты. Всю эту асимметрию дополняют обширные зеленые зоны и пустыри. В то же время в Жодино весьма развитая инфраструктура, похвастаться которой может далеко не каждый будущий город-спутник Минска. Пожалуй, и самой столице есть что перенять у городка. К примеру, здесь возле киосков «Миноблсоюзпечать» стоят холодильники с минералкой и соками. Не понравился здешний ассортимент? К вашим услугам ларьки, расположенные на всех остановках и даже в некоторых дворах.

В Жодино множество точек общепита: кафе, ресторанов и столовых. Возле стадиона «Торпедо» можно посидеть в самом настоящем английском пабе. Футбол, кстати, здесь любят до безумия. Количество игровых площадок и стадионов сложно сосчитать. А горожане говорят, что рождаются с мячом. Тем, кто появился на свет без него, всегда рады в секциях самбо, легкой атлетики, гимнастики, шахмат и даже городков. Не удивляйтесь, многими забытая игра времен СССР здесь достаточно популярна. Причем жодинские городошники выступают на чемпионатах мира.

Для желающих плавать в бассейне и ходить в тренажерный зал всегда открыты двери двух спортивных комплексов. А летом можно отлично позагорать на песчаном пляже реки Плисы.

«Титаник» отдыхает

Во многом Жодино своим развитием обязан Белорусскому автомобильному заводу. Это гордость местных жителей. Они с улыбкой подмечают: пока женщины шьют на фабрике «Свитанок», мужчины собирают «БелАЗы». Еще бы! На предприя­тии трудятся 10 тысяч рабочих — каждый шестой житель города.

Мы побывали в заводском музее. История БелАЗа началась в 1948 году, когда на территории будущего предприятия по выпуску могучих самосвалов начали делать простейшие конструкции — приспособления для сушки торфа и контейнеры для его перевозки. Спустя три года здесь стали делать дорожные машины. Затем понадобилось еще девять лет, чтобы выпустить первый карьерный самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 27 тонн. Сегодня самый большой самосвал, выпускаемый в Жодино, размером с трехэтажный дом, может увезти из карьера 360 тонн груза. И это еще не предел: в 2013 году завод планирует выпустить проб­ный экземпляр машины грузоподъемностью 420-460 тонн. Кстати, у конструкторов есть задумка и помощнее — махина на 500 тонн. Ее уменьшенная модель выставлена в музее.

Удивительно, что американский режиссер Майкл Бей до сих пор не сделал жодинские самосвалы персонажами своего фильма «Трансформеры». Из этих гулливеров получились бы колоритные роботы. Тем более что марка «БелАЗ» хорошо известна всему миру. Даже президент Венесуэлы Уго Чавес как-то проехал по улицам Каракаса на белорусском большегрузе.

Увидеть своими глазами трехэтажную машину нам не удалось, ведь добраться до нее можно только на курсирующем по территории завода автобусе. А он ходит всего два раза в день. Пешком идти пришлось бы долго. Площадь завода больше154 гектаров.

Без спальных мест

Территория автомобильного завода — это примерно полгорода. И если в одной части жодинцы работают, то во второй живут. И эту площадь они не хотят отдавать Минску под спальный район.

— Главное, чтобы Жодино не стал окраиной столицы, как это происходит со Смолевичами, — отметил председатель Жодинского городского исполнительного комитета Михаил Омельянчук. — Мы готовы сотрудничать, предоставить площади для переноса к нам промышленных предприятий из Минска и земельные участ­ки под строительство жилья для их работников. Но нам бы не хотелось, чтобы потом эти люди начали ездить на работу в столицу.

Тем не менее уже сейчас многие здешние жители предпочитают трудоустраиваться в Минске, а потому существующие в Жодино заводы ощущают недостаток в рабочей силе.