Культура

Львиная доля искусства

Что белорусы повезли показывать на Венецианскую биеннале?

Дверь в новый мир

— В этом году международная выставка современного искусства собрала художников из 86 стран, — рассказывает недавно вернувшаяся с престижного форума Наталья Шарангович, комиссар национального павильона Беларуси в Венеции. — Для 54-го форума придумали оригинальный логотип — изображение двери с привязанной к ней веревкой. Необычный символ расшифровывается так: «Дерни за веревку, и отворится дверь в новый мир». Основную для всех участников тему определила куратор биеннале Биче Куригер: освети свою нацию. Этот тезис искусствоведы сильно критиковали. Но, по-моему, затея удалась: почти каждый участник выставки постарался отдать приоритет своим традициям и наиболее выгодно подчеркнуть национальный менталитет.

— Кому это удалось лучше?

— «Золотого льва» увезли домой немцы, представившие творчество недавно скончавшегося режиссера Кристофера Шлингензифа. Еще одну награду — за оригинальное воплощение идеи — получили литовцы. Мы, к сожалению, остались в стороне. Но, думаю, на этом не стоит акцентировать внимание. Важно, что впервые на столь прес­тижном фестивале искусства открыт павильон Беларуси, который привлек внимание гостей. Мы сумели подчеркнуть национальный колорит, показали экспериментальное искусство, и все это, как мне думается, в гармоничной связи с историей.

Подстелили соломку

— Какие произведения представляет на фестивале Беларусь?

— Нам достался зал 170 квадратных метров в довольно прес­тижном районе. Белорусский павильон расположился в пристройке к старому зданию арсенала, его окна выходят на набережную канала. Помещение можно считать выигрышным — своеобразная конфигурация, высокие потолки… Чтобы максимально эффективно использовать это пространство, пришлось прибегнуть к помощи архитектора. Михаил Шиков предложил установить в некоторых местах ромбы и прямоугольники, которые украсили интерьер и стали импровизированными путеводителями по выставке. Наибольший интерес у жюри вызвала композиция из соломки по мотивам известной фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, созданная художником Артуром Клиновым. Ранний вариант этой копии выставлялся около года назад во Дворце искусства. За это время автору удалось усовершенствовать работу, добившись ажурности в плетении. В Италию созданные в Минске более чем метровые фигуры везли вместе с другими экспонатами на огромной фуре. В Венеции их доставляли по каналу на трех грузовых катерах.

Кроме того, в нашем павильоне есть своеобразный мини-зал с экраном, на котором демонстрируют арт-ролики молодого режиссера Дениса Скворцова. Подолгу посетители задерживаются у камерной графики Юрия Алисевича и установленной у входа скульптуры Константина Костюченко. Это ствол дерева, расписанный словами из Библии, две большие руки словно пытаются объять мир. Изваяние стоит на прозрачном трехметровом подиуме. Создается иллюзия, что фигура парит в пространстве.

Комната мафиози

— Говорят, соседями нашей страны стали хозяева фестиваля.

— В их павильоне немало интересного. К примеру, комната, посвященная мафиози. Развешенные в замкнутом помещении фотографии гангстеров, вырезки из газет об их деяниях, которые вызывают страх. Причем речь идет не только об известных кланах страны. Так итальянцы решили выразить протест против насилия. Ведь мафиози сегодня проникают и в искусство. В последнее время на творческих фестивалях нередко дают первые места не за талант, а за родство с кем-то из членов жюри, за взятки.

Понравилась идея Франции, которая в этом году представила свою версию о рождении и судьбе человека. В железной конструкции движется нечто похожее на киноленту, перед нами мелькают радостные детские лица. В следующей комнате их уже сменяют лики стариков. Такая вот притча о невечной молодости.

— В Венеции художники будут выставлять произведения до поздней осени. Увидят ли эти работы в Беларуси?

— В конце ноября экспозиция вернется в Минск. Все произведения покажем на разных площадках города. Пройдет и обсуждение проекта. Обязательно учтем все пожелания и предложения. За два года надо успеть подготовиться к новой выставке. Кстати, на участие в биеннале из разных регионов нашей страны пришло около 90 заявок от художников. Куратор проекта ректор Белорусской государственной академии искусств Михаил Борозна отобрал пятерых. Выставиться на таком форуме очень престижно. Да и цена работ художников, ставших участниками биеннале, автоматически возрастает в десятки раз.

фото из архива музея