Деловой завтрак

Идем на восток

Как изменилась стратегия развития города за последний год, каким станет его силуэт в ближайшее время, почему тормозится реализация некоторых проектов — об этом разговор с директором КУП «Минскградо» Александром Петровым

— Александр Николаевич, в начале прошлого года, будучи у нас в гостях, вы рассказывали о корректуре Генерального плана развития Минска до 2030 года. Эту большую стратегическую работу проделало ваше предприятие. А сегодня, кажется, впору снова говорить о новом повороте в развитии города?

— За это время было принято несколько решений, которые могут существенно поменять облик столицы. Например, еще в прош­лом году предполагалось активно вести жилищное строительство за пределами нынешней городской черты: намечались новые жилые районы, их было немало, около десятка. Планировалось начинать освоение Дегтяревки, Щемыслицы, Северного.

Сегодня определено, что Минск будет расширяться в первую очередь на восток. На бывших полигонах в Колодищах появится большой район под условным названием Зеленый Бор, он будет рассчитан на 150 тысяч человек. Сейчас завершается разработка проекта детального планирования этой территории. Надо сказать, что при освоении новых земель предстоит создать серьезную инженерно-транспортную инфраструктуру. И прежде всего построить трассу, которая свяжет центр Минска с Зеленым Бором, пройдет через поселок Сокол и продлится до Национального аэропорта. Эта магистраль позволит почти наполовину сократить время в пути до аэропорта. Предполагается для удобства населения пустить в новый район городскую электричку с перспективой продления путей до комплекса аэровокзала.

Для начала первой очереди строительства необходимо также построить котельную, которая потом разрастется до новой ТЭЦ.

— А что можно сказать о самом районе? Каким он будет?

— Определено, что Зеленый Бор не должен стать переуплотненным, поэтому застройка планируется не очень высотной: в основном дома в 5-7 этажей, отдельные жилые здания — 9-этажные. Это комфортная среда для проживания.

— В какие сроки планируется его возвести?

— Примерно за 7 лет при нынешних темпах строительства. Сейчас решается вопрос с отводом земли, которая пока находится в собственности Минского обл­исполкома.

— Какие-то другие жилые районы кроме этого появятся в Минске в ближайшие годы?

— Вдоль трассы на Брест вырастет Щемыслица. Там тоже решается вопрос с передачей земли. А вот с инженерными коммуникациями будет проще: их продлят от Малиновки. Намечена в будущем и станция метро в центре района.

— А что же с Дегтяревкой, Северным?

— Их освоение пока откладывается, поскольку они должны были располагаться на пахотных землях.

— Недавно на уровне городских властей было заявлено о снижении объемов жилищного строительства почти в два раза.

— Во-первых, это связано с непростой экономической ситуацией. Во-вторых, Глава государства отметил, что надо ограничивать рост численности населения столицы. Я с ним полностью согласен. У нас уже сегодня значительный дисбаланс между городским и сельским населением, 75 процентов белорусов проживают в городах и подавляющее большинство — в Минске. Сохранить столичный облик города можно только одним способом: надо максимально сократить строительст­во более дешевого панельного жилья, которое и привлекает в Минск людей из регионов. Парадокс в том, что строим жилья много, а очередь не уменьшается. Потому что сегодня его покупают люди, не имеющие квартиры в столице, и таким образом увеличивается численность минчан. Это достаточно серьезная проблема.

— Ваше предприятие делало работу под названием «Силуэт Минска», она уже завершена?

— Выполнен первый этап, пока процесс приостановлен, поскольку нет финансирования. Эта работа очень важная. Размещение высотных зданий в городе должно быть системным, обоснованным. Сегодня есть несколько объектов, которые расположены неудачно. Например, на улице Гвардейской здание диссонирует с окружающей застройкой. На улице Куйбышева построили высокий жилой дом, который никак не вписывается в общий пейзаж. Его бы сделать на этаж ниже, и все было бы нормально, а так с некоторых точек вид, можно сказать, испорчен. Есть и другие примеры. То, что центральная часть прирастает объектами повышенной этажности, — это неизбежность, поэтому и надо определить, где их можно строить, а где нельзя и какой этажности. Надеемся в скором времени завершить эту работу.