Образование

Пунктик приема

Что мешает БГУ повысить свои позиции в авторитетных мировых рейтингах?

 

 

Привет из Турции

 

В адрес Белорусского государственного университета пришло письмо. Профессор Урал Акбулут, координатор турецкой научно-исследовательской лаборатории URAP, расположенной в Институте информатики Ближневосточного технического университета, сообщил приятнейшее известие: наш университет попал в топ-2.000 вузов мира, заняв… 1.180-е место.

 

Следует заметить, что с начала года БГУ уже успел засветиться в двух популярных международных рейтингах. Для чего зарубежные специалисты ломают головы над ранжированием вузов и насколько эти рейтинги объективны, разбиралась наш корреспондент.

 

 — Университет в зависимости от того, насколько он авторитетен, участвует в международном образовательном процессе, — рассказывает директор Центра проблем развития образования БГУ Виктор Самохвал. — Рейтинг вуза — довольно эффективный инструмент оценивания такого процесса. Согласно исследованиям известного британского агентства QS (QS World University Rankings), наш университет впервые вошел в топ-700 лучших вузов мира. Испанский Мировой вебометрический рейтинг (Webometrics Ranking of World Universities) присудил БГУ 1.208-ю позицию. А в начале октября стало известно, что и в турецком рейтинге URAP мы не остались незамеченными.

 

Правда, таких рейтингов в меж­дународном образовательном пространстве больше. Но для учас­тия в них требуются дополнительные условия. К примеру, чтобы попасть в авторитетный шанхайский рейтинг, в вузе должны работать лауреаты Нобелевской премии. Таковых в БГУ пока нет.

 

— Большое значение в рейтингах имеет научно-исследовательская работа вуза, — говорит начальник отдела стратегии образования Центра проблем развития образования БГУ Дмитрий Король. — Качество образования учитывается, но в меньшей степени. Ведь этот параметр сложнее оценить. Специа­листы британского агентства QS попытались это сделать: они провели опросы среди работодателей, довольны ли те уровнем подготовки выпускников. Правда, удельный вес этого параметра всего лишь 10 процентов. Да и оценка носит скорее субъективный характер. Легче оценить научную деятельность вуза. Труды и исследования публикуются в мировых журналах и Интернете. Они в открытом доступе. Например, испанский Webometrics полностью базируется на анализе материалов Всемирной паутины. За основу взяты научные публикации: их количество и качество, цитирование в Интернете, международное признание.

 

Британские ученые выяснили…

 

Насколько рейтинги объективны, говорить сложно. Зарубежные специалисты взялись оценивать вузы по тому, как часто упоминаются их научные достижения в цифровом пространстве. Тут уместно привести в пример знаменитых безликих британских ученых, которые отличаются особой продуктивностью «научных исследований». Вчера они изобрели идеальный сэндвич, а сегодня выяснили, что худые едят в среднем меньше, чем толстые. И по количеству сообщений о таких «сенсационных» открытиях в Интернете им пока нет равных.

 

— Ведущая линия построения системы высшего образования — научно-исследовательская работа вуза, — считает Дмитрий Король. — Почему все знаменитые рейтинги делают акцент на достижениях в науке? Они просто больше сориентированы на свои образовательные системы. Современный профессор — не тот, кто читает студентам лекции, написанные четверть века назад. Это человек, способный моментально интегрировать в свою преподавательскую деятельность результаты новых исследований и открытий.

 

Отметим, что в этом направлении БГУ идет верным курсом. Нормой становится постоянное обновление теоретического материала, который преподаватели используют в своих лекциях.

 

Дотянуть до Олимпа

 

Так почему же все-таки наши позиции далеки от идеала?

 

Сказать, что отечественные ученые недостаточно занимаются научно-исследовательской работой, язык не поворачивается. Позиции в мировых рейтингах БГУ указывают скорее на наличие неиспользованного резерва.

 

— Важно понять: исследований действительно недостаточно или они неправильно размещены и невидимы? — рассуждает Дмитрий Король. — Рейтинг выступает инструментом подсказки. Значит, нужно активнее выводить результаты научной деятельности во внешний мир, правильно размещать и структурировать эту информацию. Такая задача сейчас стоит перед университетом. Но для этого требуются дополнительные технологические усилия. К сожалению, у некоторых преподавателей старшего поколения нет соответствующей подготовки для работы с Интернетом.

 

Кроме того, важное место при расчете позиций вуза в рейтинге отводится и такому критерию, как экспорт образовательных услуг. И это в первую очередь связано с привлекательностью учебного заведения для иностранных студентов.

 

По словам ректора БГУ академика Сергея Абламейко, сейчас в университете обучается немало иностранных студентов. И каждый год их количество увеличивается:

 

— Зарубежные гости утверждают, что выбрали наш вуз благодаря неплохим показателям в мировых рейтингах. Потенциал для улучшения позиций есть, но проб­лема нехватки мест в общежитиях нас сдерживает. Пока мы не можем разместить всех желающих. Тут все просто: больше койко-мест — больше иностранных студентов — выше показатель экспорта образовательных услуг. Это отражается, естественно, и на позициях вуза в рейтинге. Ведь критерий, базирующийся на том, насколько университет задействован в мировом образовательном пространстве, и есть основа многих рейтингов.