Городское хозяйство

Квартирный ответ

  Столичные власти призывают предприятия помочь финансово членам ведомственных жилищно-строительных кооперативов

  В Минске на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят около 275 тысяч семей, из них 90 тысяч ожидают заветных квадратных метров более 10 лет, 44,5 тысячи семей в статусе очередника более 15 лет, 31,8 тысячи — более 20 лет. О том, как решался и решается в новых условиях квартирный вопрос в столице, рассказал начальник управления жилищной политики Мингорисполкома Александр Авраменко.

— Александр Сергеевич, очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минске на фоне других регионов страны самая большая. В чем причина?
— Если на 1 января 1999 года в администрациях районов на учете состояли чуть более 100 тысяч семей, и эта цифра в последующие годы была стабильной, то сейчас — 275 тысяч. Миграционный прирост населения Минска, а в 2000-2010 годах в столицу прибыли более 170 тысяч иногородних, внес свою лепту в пополнение очереди нуждающихся в жилье. Причина тому — отсутствие ограничений по срокам постоянного проживания (регистрации) в Минске для постановки на такой учет, которые были установлены только с 2008 года.

Ранее для получения статуса очередника учитывалось наличие в собственности и пользовании жилья только в населенном пункте по месту постановки на такой учет. Это привело к тому, что граждане, имея в собственности жилье в других населенных пунк­тах страны, пополнили ряды столичных очередников. Так, например, в 2010-м на территории Минской области в собственности минчан зарегистрировано около 96,4 тысячи жилых помещений примерной площадью 9,2 миллиона квадратных метров.

— Не секрет, что многие находили лазейки в законодательстве и пользовались ими в корыстных целях. В ход шли любые схемы: фиктивные разводы, вселение родственников без фактического проживания, нерегистрация построенной недвижимости и многое другое. В результате сложилась парадоксальная ситуация: чем больше государство строило, тем быстрее росла очередь на получение заветных метров.
— Начиная с 1999-го основной вид улучшения жилищных условий минчан — строительство с привлечением средств господдерж­ки (льготных кредитов и субсидий), на что государство ежегодно затрачивало значительные суммы бюджетных средств. В результате в структуре жилищного фонда столицы преобладает частная форма собственности — 82,6 процента, из которых 93,9 процента — собственность физических лиц.

По данным Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, в 2010 году по одной квартире имели 508 тысяч минчан, по две — 55,3 тысячи, по три — 5,4 тысячи, по четыре — 742, по пять — 168, по шесть и более — 138 человек. Замечу, что не все построенное с государственной поддержкой жилье используется по назначению самими владельцами. Так, внаем (в аренду) в Минске, по сведениям налоговой инспекции, граждане и индивидуальные предприниматели сдают порядка 38 тысяч жилых помещений.

— Получается, государство стало заложником такой лояльной правовой базы?

— Либеральное законодательство и участие государства в строи­тельстве квартир, домов для очередников привели к тому, что его ввод в эксплуатацию в Минске на 1 тысячу человек за 2000-2009 годы увеличился практически вдвое. В 2010-м в городе построено более 1 миллиона 85 тысяч квадратных метров жилья, в 2011-м — свыше 1 миллиона, а очередь почти не сократилась.

Теперь льготное кредитование не может рассматриваться основным инструментом финансирования строительства жилья, поскольку государство уже не готово субсидировать население и предоставлять ему кредиты под невысокие проценты. К слову, во многих странах Европы активно применяется механизм найма (аренды) жилья (почти 80 процентов существующего жилищного фонда), а не его приобретения гражданами в собственность.

Читайте также:  Выдали в осадок

Глава государства 6 января нынешнего года подписал указ № 13, по которому льготные кредиты будут пяти типов: для многодетных семей — под 1 процент на 40 лет; для очередников, проживающих в городах с численностью населения до 20 тысяч, — на 20 лет под 10 процентов от ставки рефинансирования (сейчас — 45 процентов), но не менее 3 процентов годовых; для военнослужащих — под 5 процентов на 20 лет в Минске; для молодых семей с двумя детьми — на 20 лет под 50 процентов от ставки рефинансирования, но не менее 5 процентов. Пятым типом кредита — на 20 лет под 20 процентов ставки рефинансирования, но не менее 5 процентов годовых — сможет воспользоваться широкий круг получателей: люди, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования, проживающие по срочным договорам найма в социальном и служебном жилье (без учета доходов); мало­обеспеченные из числа воспитывающих детей-инвалидов, инвалидов с детства I и II группы, инвалиды по статье 18 ЧАЭС, ветераны боевых действий на территории других государств, проживающие в непригодном жилье, лауреаты и стипендиаты президентских фондов, проживающие в общежитиях и по договорам найма (поднайма) жилья при отсутствии в собственности жилых помещений, а также судьи и прокурорские работники.

— Как складывается ситуация со строительством жилья в Минске с учетом последних изменений в законодательстве?

— Запланировано построить 139 жилых домов — это около 18 тысяч квартир. Из них возводят 72 дома, строительство 67 еще не начато. В строящихся домах из 9.630 квартир 999 предназначены многодетным семьям и 486 — гражданам других льготных категорий.

— Что делать остальным очередникам?

— В нынешней ситуации важна роль предприятий и организаций. Посудите сами: ведомственных ЖСПК больше, чем ЖСПК местных исполнительных и распорядительных органов. Предприятия могли бы оказать своим работникам финансовую помощь в строительстве жилья. И такие примеры в столице есть. Так, выразили готовность финансово поддержать работников в строительстве жиль­я ОАО «Минский часовой завод» (ЖСПК «Часовщик»), ОАО «Крион» (ЖСПК «Нефтехимик»). РУП «Белтелеком» (ЖСПК 897) планирует построить за счет собственных средств три этажа жилого дома. Вместе с тем очевидно, что необходимо создавать возможности для активного участия самих граж­дан в решении жилищной проблемы с использованием различных финансово-кредитных схем: ипотечных кредитов, системы жилищных строительных сбережений, займов предприятий. В настоящее время соответствующие предложения направлены на рассмотрение в правительство. Кроме того, Министерство архитектуры и строительства разработало проект указа, по которому собственник жилого помещения сможет использовать его в качестве взноса в зачет стоимости строительства нового жилья. Такой способ снизит нагрузку на финансово-кредитную сферу государства, вовлечет в рынок жилья недвижимость граждан, строящих новое жилье, активизирует и разнообразит этот рынок, насытит его наиболее вос­требованными малокомнатными квартирами.

Кроме того, в Минске началась реализация пилотного проекта по развитию рынка арендного жилья. Два первых таких дома уже возводят в Первомайском районе. В перспективе арендные дома построят в каждом районе города. Это тоже неплохой вариант решения квартирного вопроса.