Культура

МультиНЕформат

  Студия анимации «Беларусьфильма» выпускает около 10 работ в год, но знают ли об этом зрители? Кто занимается продвижением отечественных мультфильмов и реально ли купить их на DVD?  Хотя какая разница нам, зрителям, смотреть белорусский мультфильм, американский, советский или еще какой-нибудь? Так-то оно так, но кто, кроме Михаила Тумели, мог придумать «Выцінанку-выразанку» («Беларусьфильм», 2010 год)? Тут наш юмор, наш фольклор, наш характер. Мультяшный мир создан в традиционной технике «выцінанка» (искусство вырезать узоры из бумаги. — Прим. ред.), что не мешает ему выглядеть современно. Взять хотя бы эпизод, когда герой копирует лунную походку Майкла Джексона. Но сколько зрителей видели этот анимационный фильм? Благодаря YouTube уже 6,5 тысячи. Отзывы только положительные: «мои аплодисменты», «гарна!», «здорово». Но если продукт хорош, почему на него нет должного спроса? О продвижении отечественной анимации и исчезновении легендарного телегероя 1990-х Пацы-Вацы «МК» расспросил известного аниматора Михаила Тумелю.

— Как относитесь к тому, что ваши мультфильмы выкладывают в Интернет?

— Отношение к этой ситуации у меня двоякое: c одной стороны, подобные действия незаконны и должны, наверное, как-то наказываться. С другой, мне как режиссеру приятно, что мои мультфильмы смотрят. Сегодня у нас сложилась ситуация, при которой автор отчужден от собственного фильма. Задача режиссера — выпустить ленту. А распространением и продвижением продукта на рынок занимается на «Беларусьфильме» специальная структура — отдел реализации и рекламы.

— Происходит ли общение между автором и этим отделом?

— Обычно я высказываю пожелания насчет участия в фестивалях, где можно представить новые работы. Но продажа прав на показ мультфильмов вне моей компетенции. Тем более я не являюсь штатным режиссером студии. Насколько помню, договор с «Беларусьфильмом» составляется таким образом, что после окончания работы над картиной предъявлять на нее какие-то имущественные права автор не может. Фильм полностью переходит в собственность киностудии.

— А если бы возникла заинтересованность со стороны «Беларусьфильма», вы бы принимали участие в устройстве прокатной судьбы ваших фильмов?

— Честно говоря, я слабо вижу механизмы, благодаря которым для меня это имело бы смысл. Сегодня авторы не получают дивидендов от продаж своих фильмов. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно по-другому составлять договор между студией и режиссерами, оговаривать в нем конкретные проценты. Для этого, как мне представляется, аниматорам нужно выработать коллективную позицию. А потом уже выступать с конкретными предложениями. Но все мы делаем разноплановые картины и ставим перед собой непохожие задачи. И наверняка решение этой проблемы каждый также видит по-своему. Я хотел бы так, а мой коллега — по-другому. И к единому знаменателю прийти сложно.

— Долгое время на белорусском телевидении шла передача «Мультиклуб». Многим она запомнилась благодаря тандему ведущих — Михаил Тумеля и зеленый инопланетянин Паца-Ваца. Почему этот проект свернули?

— Программа держалась большей частью на энтузиазме. В первую очередь «папы» Пацы-Вацы — Александра Куприянова. Ему было интересно рассказывать о мультфильмах, и он нашел для этого телевизионную нишу. Первый выпуск «Мультиклуба» появился в 1994 году и был посвящен диснеевской анимации. И в течение 11 лет программа регулярно выходила на телеэкраны. Для меня это было хорошей возможностью демонстрировать на ТВ интересные мультфильмы, в том числе белорусские. Творческая группа программы ездила на различные фестивали, встречалась с прославленными аниматорами: Хитруком, Норштейном, Черкасским… Но со временем политика на БТ поменялась, все больше времени надо было уделять писанине, заблаговременному планированию тем. Командировок стало меньше, программе урезали бюджет. В конце концов пришел новый директор Белтелерадиокомпании, который стал требовать, чтобы сотрудники постоянно находились на рабочих местах. Чего я, как прак­тикующий аниматор, не мог себе позволить. В итоге, когда закончился срок очередного контракта, я решил расстаться с телевидением.

Читайте также:  Вместе весело Шагал

— Можно ли сейчас возродить передачу?

— Если честно, мне времени на кино едва хватает… Да и потом, если заниматься «Мультиклубом», опять нужно делать все в основном за счет энтузиазма. А во мне сейчас того мотора нет.

Видео не видимо

В программе телепередач основных национальных каналов «Беларусь 1», «Беларусь 2», ОНТ и СТВ мультфильмы (не только белорусские) — редкие гости. В эфире «Беларусь 1» на них отводится всего 15 минут дневного эфира, зато практически каждый день. На ОНТ на текущей неделе их показ и вовсе не запланирован. На «Беларусь 2» и СТВ время мультиков — в вечерних программах для детей: «Калыханка» и «Добрый вечер, малыш». Как видите, не густо. Тем не менее в отделе реализации и рекламы «Беларусьфильма» заверили, что мультики производства киностудии у телеканалов всегда востребованы. Новинки периодически закупают Белтелерадиокомпания, СТВ. Так, в 2011-м в эфир попали относительно новые ленты «Аповесць мінулых гадоў», «Несцерка» (шесть частей).

Хотя не факт, что рейтинг белорусских мультфильмов увеличится, даже вернись на телевидение «Мультиклуб». Современные мальчики и девочки смотрят мультики скорее на DVD или в эфире специализированных детских каналов, а не по национальным телеканалам, как было в детстве их родителей.

Обзвон столичных магазинов, специализирующихся на продаже CD и DVD, подтвердил, что найти диски с белорусскими мультиками сложно, но можно. Диалог с продавцами обычно строился так:

— Есть ли в продаже DVD с белорусской анимацией?

— Вы имеете в виду «Союзмультфильм»?

— Нет. Именно наши мультики — Тумели, Кодюковой, Ленкина…

— Нет. Таких нет.

Из пяти звонков удачным оказался один:

— У нас есть сборник белорусских мультфильмов разных режиссеров. Стоит 21 тысячу. И сборный диск мультиков Ирины Кодюковой — 27 тысяч.

Как рассказал начальник отдела маркетинга компании «Вигма» Серге­й Рудович, в минувшем году было выпущено два DVD отечественной анимации: «Старинная повесть» и другие мультфильмы» Ирины Кодюковой и мультипликационный сериал «Приключения реактивного поросенка» Александра Ленкина. Примерно годом ранее вышел сборный диск с анимационными лентами, снятыми на «Беларусьфильме».

— Тираж небольшой, но, если будет спрос, возможно повторное издание. Мультфильмы — востребованная продукция. Такие диски и оптом покупают. Вы же понимаете, «частник» не станет вкладывать деньги в неприбыльный товар, — говорит Сергей Рудович.

Дисков можно выпустить хоть миллион, вопрос: сколько найдется желающих их купить? Реальность такова, что тираж в 3.000 для распространения в пределах республики, когда речь идет об отечественной анимационной видеопродукции, уже считается приличным.

В кинотеатрах белорусские мультфильмы если и показывают, то, как правило, во время фестивалей — «Лістападзік» (Минск), «Анимаёвка» (Могилев). Организовать премьеру отечественного мультика довольно проблематично. Ведь те анимационные ленты, которые зритель смотрит на большом экране, — полный метр. На «Беларусьфильме» выпускают короткометражки. На большее нет денег и технических возможностей.

Вот и получается, что вроде и есть современные белорусские мультики, но многие ли их видели? Тем временем наши аниматоры востребованы в ближнем зарубежье. Они участвуют в успешных российских проектах «Гора самоцветов», «Колыбельные мира» и других. Ну а насчет мультиков, созданных на «Беларусьфильме», есть грустная шутка: «Сами снимаем — сами смотрим».