Культура

Семейные бои без правил

Для одних семья — защита от житейских бурь, для других — вечное сражение. Кто прав? За ответом идем в театр

Для затравки — анекдот. Одна работница завода напилась шампанского, поддалась соблазнам и родила внебрачного ребенка. Потом поумнела, окончила институт, стала директором комбината, но опять поддалась соблазнам и влюбилась в слесаря… Ерундовый анекдот, скажете вы. А, между прочим, это пересказ фильма «Москва слезам не верит», которому американцы присудили «Оскар».

Так можно подать и комическую драму минского литератора Светланы Бартоховой «Поле битвы»: и как пошлый анекдот, и как веселое осмысление того, что сегодня происходит с семьей. Герой пьесы — бабник-обаяшечка. Ну вот, вы сразу и на дыбы: какой же он герой, если бабник?!. Когда Светлана Бартохова предлагала пьесу режиссерам, они перекатывали ее, как горячий пирожок в руках: и съесть хочется, и обжечься боязно. Как поставить на сцене блуд, чтобы не было вульгарно? Отважились на постановку в столичном Театре-студии киноактера заслуженные артисты Беларуси, режиссеры Александр Беспалый и Владимир Грицевский. И вот итог: спектакль «Поле битвы» стал минским долгожителем: 24 февраля в театре отметят его 11-летие. Как всегда, в зале не будет пустых кресел. На этот спектакль приходят парами, начинают смеяться буквально с третьей реплики. Отсмеявшись, бывало, плачут.

На сцене всего пять персонажей: муж, жена, их дочь, сын и соседка. В этой капле переливаются оттенки и нюансы нашей обычной жизни. Женщины не хотят власти мужчин. Мужчины обосновывают свое право жить как им удобнее. Конечно, институт брака уже не такой, каким был даже тридцать лет назад. Недаром женщины в «Поле битвы» — жена, дочь и соседка — демонстрируют три женские модели поведения, три мировоззрения. (А в жизни их триста тридцать три.) Но никуда женщина не уйдет от своей природы. Значит, брак устоит.

Говорят актеры

Анатолий Гурьев, первый исполнитель роли мужа:

— Мы не играем адюльтер. Мы играем «американские горки», когда семью бросает то в жар, то в холод… Так как в любой измене есть что-то комичное, зал сразу делится на тех, кто сопереживает мужу, и на тех, кто — жене. Ходят по два-три раза, я еще не успел договорить реплику, а они уже смеются. Жены приводят мужей, чтобы посмотрели на себя со стороны. Культура семейных отношений — она и на сцене, и в зале.

Ирина Нарбекова, первая исполнительница роли жены:

— Как и при Чехове, так и сегодня в театре самое интересное — человек с его страстями. Поэтому мне дорог спектакль «Поле битвы», он очень актерский, живой, искренний. Ну есть такая порода мужчин — котяры, любимцы женщин, баловни. Что происходит в их семьях — это мы и показываем, исповедуя принцип: к сложным вещам относиться легко, а к шутке — серьезно.

Случай

Все зрители смеются, а один мужчина только зыркает глазами, сам мрачный, насупленный. В антракте его вдруг прорвало:

— Вот сижу и думаю: какая я все-таки сволочь!

***

Расстояние между первым рядом партера и сценой небольшое. Актер, играющий мужа, слышит громкий шепот (после звонка любовницы), направленный в его сторону. Сначала грубый мужской голос: «Тапер табе капец…» Потом тонкий женский: «Ну и кобелина!..»

Видели такое

«Сегодня вечером обойдемся без жертв» — так назывался выпущенный 5 лет назад двухсерийный художественный видеофильм. Его снял белорусский режиссер Александр Карпов по мотивам пьесы Светланы Бартоховой «Поле битвы». Действие на сцене развивается одновременно с закулисными историями из жизни теат­ра. Идет также наблюдение за зрительным залом, где происходят свои микродрамы.