История Минска

Улетевшие пролетки

В дореволюционном Минске был всего один вид общественного транспорта и три категории частных извозчиков

Прогресс не стоит на месте: технические новшества конца XIX — начала XX века коренным образом изменили Минск. В 1871 году через город была проложена железная дорога. Это стало стимулом его стремительного роста и развития. Появились водопровод, электричество, телефонная связь. Одним из самых популярных развлечений для горожан стал кинематограф. Научно-технический прогресс проникал во все сферы жизни. Не обошел он и городской транспорт.

Дорогу лихачу

На протяжении веков лошади исправно тянули плуги, повозки, сани. Постукивая копытами по брусчатке, они развозили по Минску его жителей, товары и материалы.

Город обслуживали около тысячи официальных извозчиков. Они делились на две категории: легковых и ломовых. Ломовики были аналогом современного грузового такси. В осенне-зимний период они чаще всего были задействованы на развозе дров, а летом — на перевозке мебели и стройматериалов. За отдельную плату могли переквалифицироваться в грузчиков.

Легковой извоз был прибыльнее и почетнее. Стотысячный Минск в начале прошлого века обслуживали около 500 только зарегистрированных легковых извозчиков. Всего было в среднем 7 возниц на тысячу горожан. Такое соотношение характерно для большинства городов Российской империи. Дважды в год все извозчики обязаны были проходить техосмотр. Специальная комиссия осматривала их повозки, сбрую, обмундирование и лошадей. После уплаты сбора и одобрительного заключения комиссии им выдавали разрешение на извозный промысел и специальные номера.

Среди работников легкового извоза установилась своя специфическая иерархия. Например, самые состоятельные возницы, обслуживавшие только богатых горожан, назывались лихачами. Привилегированные работники стремились заполучить номера первой сотни. Их повозки были ярко разрисованы, чисто убраны, а лошади ухожены. Лихачи всегда стояли первыми в очереди. Городовые, следившие за порядком у театров, зорко наблюдали за тем, чтобы богатые господа после спектакля имели возможность воспользоваться ухоженным транспортом. Обладателям номеров от второй сотни оставалось лишь ждать, пока разъедется публика на лихачах. О том, чтобы перехватить богатого клиента, нечего было и думать: тут как тут появлялся задобренный рублем городовой и кнутом прогонял прочь с хлебного места.

Извозчики второго разряда в основном обслуживали средний класс и небогатых гостей города. Они были завсегдатаями стоянок у вокзалов и на центральных улицах города. По правилам, экипажи подавались в порядке очереди. Второй разряд в отличие от лихачей, которые предпочитали по вечерам развозить по домам состоятельных господ, трудился от рассвета до глубокой ночи.

Низшим классом конного извоза были герцуки. Большинство из них — приехавшие на заработки крестьяне, чьи повозки годились для перевозки пассажиров. Они обслуживали все категории горожан, часто соглашаясь даже на сумму, меньшую установленного управой тарифа.

Железный путь, конная тяга

В мае 1892 года в Минске появился первый общественный транспорт — конно-железная дорога. Это новшество пришлось по нраву горожанам. Рельсы основной линии конки были протянуты от Брестского вокзала (ныне район станции метро «Институт культуры») по кварталам, где пролегают современные улицы Московская, Советская, проспект Независимости, улица Ленина, площадь Свободы, улицы Кирилла и Мефодия, Торговая, Богдановича, Немига. Позднее была достроена дополнительная ветка — по Ленинградской и Бобруйской до Виленского вокзала. Таким образом, конно-железная дорога соединяла оба железнодорожных вокзала с центром города, основными рынками.

Читайте также:  Когда неистовствовал нэп

Стоимость проезда в вагоне конки была небольшой. В зависимости от расстояния она колебалась от 3 до 4 копеек. А вот услуги извозчика при проез­де от центра до Виленского вок­зала стоили 20 копеек.
Услугами конно-железной дороги пользовались и низшие чиновники, спешащие на работу, и гимназисты, и военные. Причем кучера и кондукторы по просьбе пассажиров останавливали вагон практически в любом месте, за исключением подъемов, перегонов, стрелок. Вагончик конки двигался с небольшой скоростью (около 5 километров в час), и большинство молодых горожан просто спрыгивали с подножки, не останавливая экипаж. О популярности первого городского общественного транспорта говорит тот факт, что в 1903 году его услугами воспользовались более миллиона, а в 1914 году — более 1,8 миллиона пассажиров.

Минская конка продолжала работать до 1929 года, когда ей на смену пришел электрический трамвай.

Авто. Отложенный старт

В начале прошлого века на минских улицах появились первые автомобили. Их стоимость была очень высока, и позволить себе самодвижущийся экипаж могли лишь самые богатые. Например, первые автомобили приобрели князья Радзивиллы в Несвиже и Пашкевичи в Гомеле. В то время поездки на авто стали для верхушки общества признаком хорошего тона.

Первый автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров, вышел на минские улицы в 1906 году. Управлял им мещанин Иван Федоров. Он окончил специальную школу по подготовке автомобилистов в Петербурге и там же приобрел шестиместный «Мерседес». Вернувшись в Минск, Федоров подал в городскую управу прошение об организации в городе первого такси. Специальная комиссия проверила его навыки вождения и техническую исправность автомобиля и выдала разрешение на пассажирские перевозки. Дебют нового вида транспорта обернулся катастрофой. 20 августа во время первого рейса Федоров ехал по улице Подгорной и на спуске к Губернаторскому саду (ныне спуск на улице Карла Маркса к парку имени М. Горького) у машины отказали тормоза. Автомобиль занесло, он врезался в столб и перевернулся, выбросив пассажиров на мостовую.

После первой аварии городские власти на шесть лет отложили вопрос о разрешении работы в Минске автомобилей-такси. Лишь 20 октября 1912 года было выдано разрешение инженеру Свентицкому, а его автомобилю присвоили почетный № 1. В первый день нового, 1913 года на улицы для перевозки пассажиров выехал принадлежащий Г. Арановичу автомобиль «Форд» под № 2. К началу Первой мировой войны по Минску колесили 6 таксомоторов.

Летом 1914 года начались работы по прокладке трамвайных путей. Но их пришлось заморозить с началом Первой мировой.

23 октября 1924 года в Минске вышел на линию первый городской автобус.

13 октября 1929 года состоялось открытие трамвайного движения.

19 сентября 1952 года на улицы города выехал первый троллейбус.

30 июня 1984 года началось регулярное движение электропоездов Минского метрополитена.